Это ответ к комментарию моей статьи, к которому мне хочется присоединиться. В самом комментарии читательница сетовала на неактивность учителей в отстаивании своих прав. Дескать, давно пора обозначить свое отношение к тому, что творится в образовании, к тем реформам, которые тихой сапой внедряются в наши школы.
А одна из деревенских учителей написала ей о том, что только краем уха успевает отслеживать все новеллы к учебному году, потому что спешит в последние денечки и без того испорченного отпуска успеть сделать домашние дела.
И ведь так и есть. Работа-работой, а в деревне не менее важные дела есть. Урожай нужно собирать, да по банкам-погребам распихивать.
В августе много чего подошло: в саду наливаются яблоки и груши, опадает слива, ежевика вовсю спеет, ремонтантные сорта малины и клубники тоже радуют вторым за лето урожаем.
Но иногда и до этого руки не доходят - огородные дела тоже аккурат подскочили: пресловутая картошка (а без нее деревенский житель никак - хоть ты учитель, хоть глава поселения - сажай, не греши), помидоры вовсю наливаются, баклажаны, перец спеют - только успевай.
Не успеваем. Все на лету. Не до реформ как-то. В июле хоть на экзаменах-площадках встретились, обсудили немного политику, так сказать, партии и правительства, а в августе догуливаем вторую часть отпуска.
Ну как догуливаем? Лично у меня вот вторая упаковка крышек для консервирования заканчивается.
Оно, конечно, в сентябре все вернется на круги своя - привычная школьная жизнь в этом году обещает быть совсем даже непривычной, а пока мы делаем то, что привносит в нашу жизнь стабильность - варим варенье.
Какие бы потрясения не ждали наше многострадальное образование, но полные погреба - это единственное. что придает нам уверенности в сегодняшнем дне. Ну не на министров же с советниками надеяться, честное слово.
Я вообще думаю, что деревенские учителя именно из-за этой мини-"подушки безопасности" более аполитичны. Им не до митингов и протестов: они в свободное от уроков и тетрадок время другой коллектив взращивают - а тут уход порой не хуже грудничкового.
Не верите? Значит, никогда цыплят-бройлеров не выращивали. Им подстилки, как пеленки, по нескольку раз на дню меняют, питание особое готовят, чистоту и наполненность поилок контролируют, особый воздушно-тепловой режим.
Конечно, плохо что совсем свободного времени у сельского педагога не остается, но и дурные мысли в голову реже приходят. Успеваем лишь самое нужное сделать, не до научных изысканий.
У нас ведь и дети в сельских школах очень практичные - им вынь да положь реальную пользу от действия, а отвлеченными вещами их не особо убедишь.
Вот пишу сейчас и вспоминаю, как революционеры в начале прошлого века сетовали на невозможность привлечения в свои ряды крестьянства - у них то посевная, то покос, то отел - не до идей всяких, хоть они и во благо им же, эти идеи. А вот учительство в те годы было исключительно интеллигенцией.
А сейчас, может быть, в городах- да, а сельские учителя - вот точь-в-точь, как то аполитичное крестьянство - некогда нам.
Вот такие сегодня мысли посетили меня после огородных работ.
Людмила Серегина (БЛОЖенная)