(Пронский-Скопинский-Милославский районы)
Кудеяр – это фольклорный образ жёсткого и неуловимого разбойника. Данное имя широко встречается не только в песнях и легендах, но и в географических названиях. С именем Кудеяра связано множество разных курганов, оврагов, урочищ, пещер и даже названий населённых пунктов, расположенных на территории европейской части Российской Федерации. И практически все они овеяны туманом припрятанных там сокровищ. Существуют подобные легенды и у нас в Рязанской области.
На левом крутом берегу речки Истьи в Рязанской области, недалеко от сёл Абакумово, Чулково, Воскресенки, есть несколько больших известковых камней, под которые, как уверяют окрестные жители, положены несметные сокровища разбойником Кудеяром Тишининовым, который жил в царствование Иоанна Грозного, и, как говорят, служил в числе его опричников, но потом по каким-то причинам, вместе с братьями Лихаревыми, пустился в разбой.
В XVIII веке на том же берегу Истьи крестьяне отыскали камень с какой-то надписью. Камня они поднять не могли и, опасаясь, что клад попадет в чужие руки, срубили надпись. Через два или три года после того помещики села Старой Дубравы и деревни Студенец, ближайших к замечательному берегу Истьи, узнав о срубленной надписи с камня, могли еще разобрать в ней имя Кудеяра Тишининова. Разбивши камень, они нашли под ним большой дверной медный ключ, положенный на преогромнейшей плите, которую не могли уже ни своротить, ни разбить. Впоследствии хотели было взорвать плиту порохом, но на это никто не решился.
О Кудеяре повествует предание, что он был "чернобровый добрый молодец, с плечами в сажень и с богатырской силой, нрава неукротимого, своевольный, удалой казак". Грабил бояр да купцов. Беспощадно расправлялся с помещиками. Правда, в отличии от Степана Разина, какой-либо щедростью Кудеяр не обладал. Он любил свои сокровища прикапывать до лучших времён. Его разбои бушевали на землях Тульских, Московских и по всему княжеству Рязанскому: ни конный, ни пеший не имели от них ни проезда, ни выхода. Рязанские казаки, о которых теперь и память почти исчезла, едва ли не без исключения были верною дружиною Кудеяру.
Лесов же, в которых были станы кудеяровых молодцов, просто не счесть. Только в пределах бывшей Рязанской губернии их четыре.
В трудах у рязанского краеведа Николая Левошина есть любопытное упоминание местности в Пронском районе под названием "Каменные Крестцы". В старину слово «крестцы» было распространенным и имело несколько значений. Например, в «крестцы» складывались на полях снопы сжатой или скошенной ржи, пшеницы. «Крестцами» назывались перекрестки дорог с приметными знаками при них: деревянными крестами-часовенками, а нередко валунами или кучкой камней, сложенных на пригорке пирамидкой.
Когда-то большая дорога из города Пронска возле урочища Каменные Крестцы разбивалась на две: правая шла на Старую Рязань, а левая — на город Переяславль-Рязанский (современную Рязань). Приметой тут служили несколько валунов, заметных даже издали. Отсюда и название — Каменные Крестцы.
В середине прошлого века наш земляк, известный ученый-географ и путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский заинтересовался урочищем и легендами о разбойнике Кудеяре, который, по преданию, здесь верховодил. В итоге Пётр Петрович записал рассказ местных старожилов о неком жителе, который якобы даже своими глазами видел на одном из валунов надпись «Кудеяр».
Якобы иногда, в глубокую полночь, под огромными валунами, установленными по личному указанию легендарного разбойника, до сих пор можно увидеть бледно-синие огоньки, а за огоньками страшные лица людей, вооруженных рогатинами, копьями, ножами, дубинами и кистенями.
Следует отметить, что личность разбойника Кудеяра очень загадочная. По преданиям, первая жена Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова не могла родить наследника. Народные пересуды о бесплодности жены повергали Василия Ивановича в гнев. Однажды он решился и отправил жену в монастырь, а сам тут же повенчался с Еленой Глинской, которая одного за другим родила ему Ивана и Георгия. Но, как оказалось, в монастыре Соломония тоже разродилась сыном. Монастырь был женский, постриг строгий, значит, и сын от Василия Ивановича — все логично. У двух братьев появился еще один брат, причем, старший, а значит - и претендент на престол. Забот на старости лет у Василия Ивановича заметно прибавилось. Но тогда решалось все просто — извести неизвестного наследника. Просчитала стратегию бывшего мужа и Соломония. Она знала: он в покое ни ее, ни сына не оставит. И упредила тактическим ходом, объявив о смерти сына. Нашлись и свидетели похорон его в Суздальском Покровском монастыре. Тут князь и успокоился, а народная молва “оживила” сынка Соломонии. Рассказывали, будто бы тайно отправлен он к крымскому хану на воспитание. Там и дано ему было имя Кудеяр (в переводе с тюркского языка - Любимец бога).
До 1934 года историки считали всё это народными домыслами, пока не вскрыли гробницу. А там в гробике обнаружили... куклу, наряженную мальчиком. Так всё в истории и перевернулось. Куда же делся сын Соломонии? Не он ли это перерезал все торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь? Не он ли стал многоликим, чтобы показать свою несметную силу? Не он ли скапливал богатства, надеясь занять место на престоле? А может, просто мстил брату? Однако в истории неведомый Кудеяр остался простым разбойником.
Трудно теперь отличить истину от народных вымыслов о Кудеяре. Например, по одним преданиям, он умер монахом под именем Питирима в Соловецком монастыре, по другим — погиб в битве со стрельцами на Волге, а по рязанским — убит в пределах нынешнего Милославского района казаками, которые пришли сюда с Дона, чтобы обезопасить торговый путь от разбойных набегов. С большим трудом они добрались до «Кудеяровой крепости», обложили ее хворостом и подожгли. Видя близкий конец, Кудеяр зарыл свои сокровища в землю и поставил на этом месте свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела. Сам же бежал в лес. Только спустя много дней казакам хитростью удалось взять Кудеяра в плен и, сковав цепями, бросить его в Дон у Черного Яра.
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Статья Людмилы Рубцовой "Каменные Крестцы" на сайте ИА "МедиаРязань";
2) Материалы сайта «История, культура и традиции Рязанского края».