Естественная, с веками развития, трансформация канонов красоты будущих невест не могла обойти и Русь, от ее истоков до современности. Что касается последних ста лет, – то это отдельный разговор. А вот относительно Руси изначальной и средневековой, представления о потенциально наиболее востребованной девушке на выданье менялись не так уж радикально.
Худая или в теле
Традиционно не только мужская половина русичей, но и все общество весьма критически относились к худощавым девушкам. Прежде всего, источником скептицизма становилась боязнь получить в семью бесплодную девушку, как тогда говорили, – «ялицу». Причиной неприятия, кроме сомнения в способности молодой женщины с узким тазом (а такие чаще всего встречались именно среди худощавых) зачать, выносить, а затем и родить здорового ребенка, была также неуверенность в ее физических силах, которые крайне нужны были для ведения домашнего хозяйства. Так, по мнению авторов «Домостроя», идеальной женой является вечная труженица, встающая раньше всех (в знатном доме – раньше слуг) и ложащаяся спать только после выполнения всего запланированного на день.
Кроме того, в худощавой девушке подозревались болезненность и финансовая несостоятельность ее родителей (недокармливают бедняжку?!). К тому же, за бедной девушкой напрасно ожидать солидное приданое.
Для мужчин средневековой Руси наиболее привлекательными были барышни достаточно упитанные (но не чрезмерно тучные), так сказать, «кровь с молоком». Русские сказки позволяют судить об идеалах красоты прошлых лет, – девушка должна быть белокожей, но обязательно румяной и, конечно же, не худой.
Возраст и девственность
В 1774 году церковь регламентировала бракоспособный возраст для женщин начиная с 13 лет, для мужчин – с 15 лет. Императорским указом 1830 года минимальный возрастной ценз для невесты был поднят до 16 лет, для жениха – до 18 лет.
Не вышедшая к 19 годам замуж девушка считалась «застаревшей», к 23-25 годам их называли «перестарками», а с 25 лет – «засиделками», « вековушами», «старыми». Впрочем, для российского Севера и Сибири возрастные требования к невестам, в отношении их юности были более мягкими. Их не так часто осуждали за выход из временных рамок раннего замужества.
Что касается девственности невесты, то подход наших предков к вопросу ее непорочности был двояким, – зависимо от региона и сословия. С одной стороны, наличие у будущей жены внебрачного ребенка характеризовало ее способность к дальнейшему деторождению, что было очень важно для грядущего хозяйственного благополучия семьи. Но, с другой стороны, по требованию «Домостроя», написанного, по мнению историков в XV веке и узаконенного при Иване Грозном в XVI веке, невеста должна хранить невинность до своей свадьбы. Особенно это касалось знатных семей, которых ждал позор за «нечистую дочь».
Без малейшего изъяна
Особое внимание при сватовстве придавалось на Руси внешности невесты, которая должна была быть безупречной (без всяких болячек, прыщей, царапин и прочих недостатков, любых недомоганий, которые в наше время напрочь игнорируются).
Именно временное недомогание, сопровождавшееся приступами тошноты и рвоты (по подозрениям некоторых историков, спровоцированное некачественными сладостями, подсунутыми матерью царя Михаила Федоровича, недовольной выбором своего сына, будущей невестке) не позволили основателю династии Романовых жениться на красивой и, видимо, любимой самодержцем, простой дворянке Марии Хлоповой. Собранный по этому поводу Земский собор бесповоротно удалил девушку с временным желудочным расстройством со двора.
Так что на Руси в разные века было немало поводов объявить невесту « бракованной» и недостойной идти под венец с мужчиной, внешний вид и другие качества которого мало кого волновали и уж никак не влияли на его статус потенциально выгодного жениха.