Найти тему

Для кого звенит почта?

Небольших колокольчиков существует огромное количество, и висели они в самых разных местах: от изголовья кровати до шеи любимой дойной коровы. Размер колокольчиков не слишком отличался, хотя, конечно, отличались техники исполнения.

Колокольчик. Начало XX в. Металл жёлтый, литьё. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Колокольчик. Начало XX в. Металл жёлтый, литьё. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Но, наверное, самые известные колокольчики малых форм – это колокольчики поддужные, которые именуются и ямщицкими, и дорожными, и почтовыми… и ещё с десяток названий.

Колокольчик. 1872 г. Металл, литьё. ИЗ собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Колокольчик. 1872 г. Металл, литьё. ИЗ собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Отливались поддужные колокольчики из тех же сплавов, что и большие колокола, имели ту же форму, а размеры варьировались от 4 до 16 сантиметров. Колокольчики подвешивались под дугой коренника (центральной лошади в тройке) так, что сам колокольчик был неподвижен, раскачивался только его язычок-ударник.

Неизвестный художник. Выезд Куроедова на тройке. XIX в. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Неизвестный художник. Выезд Куроедова на тройке. XIX в. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Поддужные колокольчики появились в России в 18 веке, и использовались на почтовых тройках, для оповещения служащих на станциях, что надо подготовить смену уставшим лошадям. Кроме того, почтовые тройки ездили очень быстро – и колокольчики предупреждали другие экипажи, что лучше поберечься и уступить дорогу. В Европе для этой цели использовали почтовые рожки, но в России они не прижились, хотя и стали эмблемой почты. В оборот были введены колокольчики, быстро ставшие настолько популярными, что на почтовых станциях начали путаться, кто едет – казённая тройка или частный экипаж, и зачастую не готовили лошадей на смену вовремя. Поэтому в начале 19 века пользоваться именно поддужными колокольчиками запретили всем, кроме почты и земской полиции. Кстати, сами курьеры одно время были обязаны подвязывать язычки колокольчиков при въезде в населённые пункты ночью, чтобы не будить звоном граждан.

Колокольчик. 1835 г. Металл, литьё. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Колокольчик. 1835 г. Металл, литьё. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Из-за запрета любителям звонкой езды пришлось изощряться как только можно, и поддужные колокольчики заменялись целым набором бубенцов. А когда к концу 19 века запреты силу утратили, стали складываться целые ансамбли из бубенцов и колокольчиков.

Ошейник. Начало XX в. Войлок, сукно, кожа, железо, работа ручная. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Ошейник. Начало XX в. Войлок, сукно, кожа, железо, работа ручная. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Источники:

www.glazovmuseum.ru

http://zolotaya-griva.ru/

http://kolokol.at.ua/

С 30 июля по 8 ноября в Музее природы работает выставка «На коне!», рассказывающая и показывающая, как ухаживали за лошадью, какую сбрую на неё надевали, как выглядели разные породы лошадей глазами художников и скульпторов.

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!