Неважно, что вы говорите, важно, что вы делаете
В 1961 г. группа учёных под руководством Альберта Бандуры провела эксперимент по социальному научению. В нём приняли участие 72 ребёнка: 36 мальчиков и 36 девочек от 3 до 6 лет. Сначала за детьми наблюдали в их естественной среде обитания, в детском саду. Определялась их склонность к агрессивному поведению, и каждому была дана независимая оценка. Затем всех детей разделили на группы — экспериментальные и контрольную — и приступили к исследованию. Детей заводили в комнату и предлагали им игры и занятия по интересам, в соответствии с результатами предварительного наблюдения. В другом углу комнаты находилась большая надувная кукла Бобо. Через некоторое время к ней подходил взрослый — мужчина или женщина — и вёл себя двумя способами: либо не проявлял агрессии — играл в конструктор рядом с куклой, либо начинал бить Бобо игрушечным молотком, пинать её, подкидывать, и т. д. Через 10 минут эта часть эксперимента заканчивалась, ребёнка переводили в комнату, в которой была такая же кукла, и смотрели, что он станет делать.
Учёные предположили следующее:
1. Дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, чаще будут повторять эти действия, и наоборот.
2. Дети будут чаще и охотнее повторять модель поведения взрослого своего пола.
3. Мальчики будут проявлять больше агрессии, чем девочки.
Как вы считаете, какие гипотезы психологов подтвердились? Отвечайте в комментариях, а результаты, которые получили учёные ниже, под этим видео эксперимента.
Правильные ответы:
1. Действительно, дети, наблюдавшие агрессивное поведение, чаще проявляли агрессию по отношению к несчастному Бобо. Причём для чистоты эксперимента взрослые демонстрировали довольно нестандартное поведение, например, подкидывали куклу высоко вверх, садились на неё верхом. Именно эти действия и копировали дети. Соответственно, дети из групп, не наблюдавших агрессивное поведение, и из контрольной не проявляли враждебности к кукле и просто спокойно играли с ней или с другими игрушками.
2. Да, дети чаще копировали поведение взрослого своего пола.
3. Да, мальчики проявляли физическую агрессию чаще девочек. А разницы в проявлениях вербальной агрессии не наблюдалось. Обзываются девочки так же часто, как и мальчики.
Выводы: Человек существо социальное, мы учимся, повторяя за другими их действия. И воспитывая детей, у которых нет ещё чётких установок "как надо", а моральные принципы не сформированы, нам стоит особо тщательно выбирать модели поведения, которые мы демонстрируем. И да, опасения, что агрессивные фильмы, мультики и игры "учат детей плохому" обоснованны.
Не воспитывайте детей, они всё равно будут походить на вас. Воспитывайте себя
Если вам нужна помощь, обращайтесь к нашим психологам, они помогу решить конфликты и выстроить отношения с ребенком на любом этапе его взросления.
Возможно вам будут интересны другие наши статьи о детях и родителях:
Как мать влияет на психологическое благополучие ребенка. Теория развития Маргарет Малер
Признаки сексуального насилия над ребенком
Причины родительского выгорания
Как заставить ребенка учиться?
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Пишите в комментариях. Мы вам очень рады)