Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

«Покажите солнце». Рецензия на новый альбом группы «Lumen»

Давненько я не писал рецензий на свежие релизы. На дворе самый разгар лета, традиционно это период затишья во всех сферах жизни и, соответственно, – не самый благодатный сезон для выхода новых альбомов. В этом году ситуация несколько иная. Сразу несколько именитых коллективов и исполнителей в июне представили свои пластинки. Одним из наиболее заметных релизов июля стала новинка от группы «Lumen». Девятый полноформатный альбом коллектива увидел свет 17 июля. Назвали свою новую пластинку музыканты как то не по-летнему, они просят показать то, чего в летний сезон и так предостаточно. Конечно же «Покажите солнце» - это метафора, раскрывающая основный посыл и содержание многогранного и достаточно интересного диска.

Ориентируясь на содержание пластинки и на комментарии лидера группы Тэма Булатова, суть названия можно понимать как стремление найти «лучик света в темном царстве», увидеть солнце в мире, где куча проблем, грязи и непонимания. Социальные проблемы, жажда наживы в ущерб интересам других людей, безразличие к друг другу и безответственность – вот неполный список тем, затронутых на альбоме.

Посыл по духу вполне «люменовский» и раскрыть его можно по-разному, как глубоко, философски и метафорично, так и максимально прямо и приземленно. Среди 12 композиций альбома встречаются и первый, и второй подход, что в целом характерно для коллектива.

К группе «Lumen» относятся по-разному. Одни считают их «главными альтернативщиками» на нашей рок-сцене, приписывая коллективу культовый статус, другие в лучших традициях противоречивой меломанской культуры затевают привычный разговор о «вторичности» и «неестественности протеста». Истина, как всегда бывает, в данном случае лежит посередине. Я никогда не был поклонником коллектива и не могу назвать себя глубоким знатоком их творчества, однако всегда относился к группе с должным вниманием. Новый альбом показался мне интересным и в контексте творческого почерка коллектива, и в рамках разговора о русском альтернативном роке как таковом.

Группа «Lumen» единственный раз фигурировала в моих статьях в связи с выпущенной ими кавер-версией на песню Егора Летова «Хороший царь и знакомая вонь». Эта песня вошла в состав нового альбома и удостоилась чести его открывать.

Это не единственный кавер на альбоме. В трек-лист также попала «новая версия» песни «В бой» от группы «ДДТ», исполненная совместно с её автором Юрием Юлиановичем Шевчуком. «Lumen» и «ДДТ» - команды очень разные по своему творческому почерку и представляют разные поколения отечественной рок-музыки , однако пересечения по содержательной части у них есть, и их не мало. Песня «В бой» достаточно органично легла в пространство альбома.

Куда интереснее каверов представляются авторские хиты, среди которых, как и у любой группы, есть удачные и сильные и откровенно «проходные» вещи. Сам Булатов назвал альбом «Покажите солнце» самым необычным за всю историю группы. При этом, знакомясь с пластинкой, мы слышим вполне себе узнаваемый «Люмен». Чего же в нём необычного – возникает резонный вопрос.

Во-первых, обстоятельства создания. Пресловутый коронавирус коснулся всех сфер и музыкальную индустрию он также затронул. Один за другим выходят «самоизоляционные» альбомы, сделанные на удаленке. И «Покажите солнце» - один из них. Музыканты признавались, что им пришлось работать в «необычном формате», не чувствуя и не видя друг друга и не прибегая к помощи звукорежиссеров. Выпущен альбом был при помощи крауфандинговой компании, то есть за счет поддержки фанатов. Ныне в цифровую эпоху, когда реалии жизни музыкальной индустрии и форматы представления своего творчества существенно изменились, такой подход при выпуске нового альбома используется часто. Рабочее название пластинки полностью соответствовало ситуации. На этапе создания музыканты именовали его «Домашний альбом».

Обстоятельства работы над альбомом не могли не отразиться на звучании, хотя музыканты старались сделать его максимально живым и создать «эффект присутствия», и это им удалось. Пластинка, представшая перед слушателями в конечном виде благодаря усилиям гитариста Игоря Мамаева, взявшего на себя функции саунд-продюсера, оказалась очень естественной и многогранной. Группа достаточно умело и интересно «играет» со звучанием, и это ещё одна особенность альбома, позволяющая назвать его необычным. Все композиции очень разные и по содержанию, и по музыкальной составляющей, 10 авторских произведений раскрывают различные грани творческого почерка коллектива. Здесь присутствует и легкий вдохновенный мелодизм в духе поп-рока, запоминающиеся и бойкие хит-фразы, и откровенно «жесткие» по звучанию и подаче фрагменты, резкие и драйвовые, порой доходящие до энергетического взрыва.

В облике большинства композиций заметную роль играет гитарное звучание: почти акустические «чистые» гитарные куски сменяются откровенно «грязным» звучанием и драйвовыми перегрузами, в нескольких песнях используется фузз, что добавляет определенную изюминку облику композиций.

«Люмен» известны своим умением давать «нерв» даже в медленных и на первый взгляд почти балладных гитарных композициях, сочетая скромное, но объемное звучание с мощной подачей. Таков по своему эстетическому облику один из самых известных хитов группы - «Гореть». Есть те, кто считает эту композицию «вершиной творчества» коллектива, их главной и самой удачной вещью. Я бы не был столь категоричен. Выделять одну песню у достаточно известной группы, с более чем 20-летней историей и 9-ю альбомами за плечами – не очень корректно. Тем не менее, «Гореть», действительно, знаковый хит для «Люменов». С чего я вдруг о нём вспомнил? А дело в том, что при прослушивании альбома «дух» этой песни волей-неволей возникает в памяти, ассоциации с ним вызывают сразу несколько композиций.

Вторая в трек листе песня альбома – «Смерч» - начинается в похожей стилистике и построена на сочетании мелодичности и драйва. Это «типично люменский» хит, который многие уже окрестили одной из лучших вещей в альбоме- и вполне справедливо. Сильная и по посылу, и по содержанию, и по музыкально-мелодической линии песня. Запоминающаяся мелодия, яркий припев, мощная хит фраза интересные переходы и подача – всё это делает песню узнаваемой и хитовой.

Достаточно «легкой» по своей музыкальной нагрузке, но при этом объемной и стильной получилась песня «Двести». Это, по сути, - баллада, умело балансирующая между мягкостью и жесткостью, в стилистике, схожей с хитом «Гореть».

Эту же эстетическую линию продолжает и закрывашка альбома – «Проводник», которая отличается чистыми насыщенными гитарным звучанием и красивым проигрышами, песня сильная, очень приятная, но по своей сути не хитовая.

Я умышленно пошел не по порядку, чтобы показать «разные грани» обрусевшего альтернативного рока, которые очень неплохо собрала в своём альбоме группа «Lumen». Сочетание двух разных «эстетических парадигм» как в плане посыла и подачи, так и в плане «музыкального оформления» чувствуется в песне «Ночь». Композиция с одной стороны вызывает ассоциации с «классиками русского рока», с другой стороны «обнажает» типичный для группы почерк, композиция отличается резкостью и дерзостью, но в тоже время местами мелодична и сдержана.

Квинтэссенцией и сердцевиной альбома мне представляется песня «Электричество», самый эклектичный и во многом именно поэтому самый мощный и яркий номер в альбоме. Не просто песня, а именно номер, так как прослушивание произведения вызывает целый фонтан эмоций.

Здесь и легкая, запоминающаяся мелодия и «хитовая фраза» и «драйв» и «резкая» жесткая часть с речетативным вокалом. Начинают ребята в духе поп-рока под характерный гитарный бой, а потом композиция «пускается во все тяжкие», рождая в создании слушателя целый калейдоскоп музыкальных и поэтических образов.

Умышленно ли это сделано или нет, но именно заглавная композиция «Покажите Солнце» представляется своего рода «белой вороной» на фоне всего остального альбома. Она разительно отличается по своему творческому облику от других произведений. Если в целом альбом «гитарный», то этот трек можно назвать «самым синтетическим», пресыщенным электроникой. Вообще своеобразный «тренд» на электронизацию звучания в последние годы наблюдается у многих. «Покажите солнце» демонстрирует нам, что и «Люменов» эта мода не обошла стороной. Рядом с «резким» и «четким» звучанием других произведений эта песня представляется вязкой, обволакивающей, можно придумать метафору про своеобразный «колпак», накрывающий альбом. К «люменскому» духу в этой песне обращает разве что характерный и узнаваемый по манере вокал Булатова.

Едкую, откровенную и даже местами «хулиганскую» сторону творчества группы на этой пластинке раскрывают композиции «Весна» и «Не сейчас». С моей точки зрения это наименее удачные треки в альбоме.

«Не сейчас» выделяется дерзким, узнаваемым и простым риффом и почти панковской мелодикой. Слушая эту песню, понимаешь, почему некоторые слушатели склонны рассматривать творческий облик данной группы в том числе и в контексте панка. Определенное сходство с «мейнстримовой линией» этого противоречивого в российских реалиях музыкального явления в данной композиции чувствуется. Конечно, для меня коллектив «Lumen» панк-группой никогда не был, эта песня показывает тонкую грань между «панком» и «альтернативным роком» в плавильном котле современной музыки в целом и в пространстве разноликой отечественной рок-культуры в частности.

«Весна» - критическая зарисовка на тему современности, та самая песня, в которой открыто упоминается слово «коронавирус». Композиция показалась мне слишком прямолинейной по содержанию и достаточно «предсказуемой» своей музыкальной составляющей, а потому куда менее интересной, чем «Смерш», «Ночь» и уже тем более «Электричество».

По традиции представляю альбом целиком и по порядку. Далее - выводы

В целом альбом получился сильный, да не без слабых мест, но у кого их нет. Для той ниши, которую заняли в нашей музыке «Люмен», это очень достойная работа. Рискну предположить, что любителям творчества группы альбом с большой вероятностью понравится. Те, кто, как и я, относится к группе ровно, периодически сталкиваясь с их творчеством, тоже могут послушать не без интереса. Если не от прослушивания всего альбома, то от многих его фрагментов я получил удовольствие, хотя, честно говоря, ожидал худшего и был приятно удивлен.

Данный обзор носит нейтральный характер. Автор излагает свой взгляд, не претендует на истину высшей инстанции, не стремиться навязать собственное мнение или оскорбить чей-то музыкальный вкус.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал.
Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной сферы, чем музыковедение.