Найти тему

Почему так трудно работать в коррекционной школе?

Оглавление

Потому что учитель, по сути, остается один на один с трудностями «особого» ребенка. Разговоры о комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ остаются пока что только разговорами, утверждают специалисты. Ольга Николаевна Залашкова, замдиректора коррекционной школы-интерната №11 Междуреченска написала пронзительную статью «Актуальные проблемы специального (коррекционного) образования».

Фото коррекционной школы №11 Междуреченска с сайта https://mezhdurechensk-info.ru/
Фото коррекционной школы №11 Междуреченска с сайта https://mezhdurechensk-info.ru/

По опыту О.Н. Залашковой, ничтожно малое количество педагогов, работающих в подобных образовательных организациях, имеют специальное дефектологическое образование. В основном учителя приходят из обычных школ - и попадают в совершенно другой мир. «К основным причинам, по которым педагоги негативно воспринимают данный переход, относятся чувство неудовлетворенности профессиональной деятельностью, неопределенность основных целей и задач этой деятельности, чувство беспомощности перед контрольно-инспекторскими проверками», - говорит Ольга Николаевна.

Как решить проблему?

Кадров катастрофически не хватает, и в особенности кадров хорошо обученных, подготовленных к серьезным испытаниям, которые ждут их при работе с «особыми» детьми. Кроме того, учебно-материальная база большинства коррекционных школ весьма ущербна, нет самого необходимого оборудования. (Как тут не вспомнить разрекламированный проект «Доброшкола», в котором дизайнеры соревнуются в наилучшем оформлении интерьеров спецшкол!)

Автор статьи предлагает ряд мер для оптимизации образовательного процесса в коррекционных школах, в том числе:

1. Систематизация программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса.

2. Соблюдение принципов объективности и коллегиальности принятия решения при обследовании ребенка территориальными ПМПК.

3. Использование при обследовании ребенка на ПМПК тщательно отобранного и апробированного диагностического инструментария, соответствующего его возрастным и индивидуальным особенностям.

4. Повышение квалификации руководителей массовых ОУ по курсу системного управления образовательным учреждением.

5. Административное обеспечение учителя учебными планами и программами, адекватными уровню развития детей, обучаемых в ОУ (классе), рекомендованными ПМПК.

6. Создание в ОУ надлежащих условий, рекомендованных ПМПК, для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, находящихся в общеобразовательных классах.

7. Организация дефектологического сопровождения воспитанников ДОУ с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии для обеспечения максимально раннего психолого-педагогического вмешательства в ход отклоняющегося развития ребенка.

8. Приведение наполняемости специальных классов в соответствие с Типовым положением о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ от 10.03.2000г. №212).

Вам также могут быть интересны другие наши статьи про коррекционные школы:
«Благородство и железная выдержка: как карьерные консультанты работают с выпускниками детдомов»
«Трогательные проекты сенсорных комнат для детей с ОВЗ»

Что можно делать уже сейчас?

На портале «Инфоурок» предлагаются Правила для педагога коррекционной школы:

  • в совершенстве знайте спецпсихологию;
  • создавайте в школе, классе благоприятный психологический климат;
  • воздействуйте на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
  • не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;
  • помните: максимум поощрения, минимум наказания;
  • требуя, учитывайте реальные возможности ребенка;
  • каждому ребенку – индивидуальный подход. Индивидуально дозируйте темпы и объем работы;
  • учитывайте «зону ближайшего развития». Постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку;
  • упражняйтесь, упражняйтесь, упражняйтесь!
  • учите ребенка посильным приемам регуляции поведения;
  • утверждайте позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;
  • строго следуйте режиму дня, недели. Предупреждайте переутомление;
  • соблюдайте все гигиенические требования к уроку.
Научно-методический центр "Аксиома" специализируется на инновационной профориентации, комплексной подготовке к ЕГЭ/ОГЭ, повышении квалификации и учительском росте.
Мы находимся в Москве, приходите в наш Образовательный центр! С другими городами с удовольствием работаем дистанционно.
Наш сайт https://axiom.expert/
А еще мы есть в Facebook, ВКонтакте, Instagram и, конечно же, на YouTube, где мы регулярно выкладываем интересные видеоролики для педагогов. Присоединяйтесь!
-2