Потому что учитель, по сути, остается один на один с трудностями «особого» ребенка. Разговоры о комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ остаются пока что только разговорами, утверждают специалисты. Ольга Николаевна Залашкова, замдиректора коррекционной школы-интерната №11 Междуреченска написала пронзительную статью «Актуальные проблемы специального (коррекционного) образования».
По опыту О.Н. Залашковой, ничтожно малое количество педагогов, работающих в подобных образовательных организациях, имеют специальное дефектологическое образование. В основном учителя приходят из обычных школ - и попадают в совершенно другой мир. «К основным причинам, по которым педагоги негативно воспринимают данный переход, относятся чувство неудовлетворенности профессиональной деятельностью, неопределенность основных целей и задач этой деятельности, чувство беспомощности перед контрольно-инспекторскими проверками», - говорит Ольга Николаевна.
Как решить проблему?
Кадров катастрофически не хватает, и в особенности кадров хорошо обученных, подготовленных к серьезным испытаниям, которые ждут их при работе с «особыми» детьми. Кроме того, учебно-материальная база большинства коррекционных школ весьма ущербна, нет самого необходимого оборудования. (Как тут не вспомнить разрекламированный проект «Доброшкола», в котором дизайнеры соревнуются в наилучшем оформлении интерьеров спецшкол!)
Автор статьи предлагает ряд мер для оптимизации образовательного процесса в коррекционных школах, в том числе:
1. Систематизация программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
2. Соблюдение принципов объективности и коллегиальности принятия решения при обследовании ребенка территориальными ПМПК.
3. Использование при обследовании ребенка на ПМПК тщательно отобранного и апробированного диагностического инструментария, соответствующего его возрастным и индивидуальным особенностям.
4. Повышение квалификации руководителей массовых ОУ по курсу системного управления образовательным учреждением.
5. Административное обеспечение учителя учебными планами и программами, адекватными уровню развития детей, обучаемых в ОУ (классе), рекомендованными ПМПК.
6. Создание в ОУ надлежащих условий, рекомендованных ПМПК, для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, находящихся в общеобразовательных классах.
7. Организация дефектологического сопровождения воспитанников ДОУ с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии для обеспечения максимально раннего психолого-педагогического вмешательства в ход отклоняющегося развития ребенка.
8. Приведение наполняемости специальных классов в соответствие с Типовым положением о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ от 10.03.2000г. №212).
Вам также могут быть интересны другие наши статьи про коррекционные школы:
«Благородство и железная выдержка: как карьерные консультанты работают с выпускниками детдомов»
«Трогательные проекты сенсорных комнат для детей с ОВЗ»
Что можно делать уже сейчас?
На портале «Инфоурок» предлагаются Правила для педагога коррекционной школы:
- в совершенстве знайте спецпсихологию;
- создавайте в школе, классе благоприятный психологический климат;
- воздействуйте на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
- не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;
- помните: максимум поощрения, минимум наказания;
- требуя, учитывайте реальные возможности ребенка;
- каждому ребенку – индивидуальный подход. Индивидуально дозируйте темпы и объем работы;
- учитывайте «зону ближайшего развития». Постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку;
- упражняйтесь, упражняйтесь, упражняйтесь!
- учите ребенка посильным приемам регуляции поведения;
- утверждайте позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;
- строго следуйте режиму дня, недели. Предупреждайте переутомление;
- соблюдайте все гигиенические требования к уроку.
Научно-методический центр "Аксиома" специализируется на инновационной профориентации, комплексной подготовке к ЕГЭ/ОГЭ, повышении квалификации и учительском росте.
Мы находимся в Москве, приходите в наш Образовательный центр! С другими городами с удовольствием работаем дистанционно.
Наш сайт https://axiom.expert/
А еще мы есть в Facebook, ВКонтакте, Instagram и, конечно же, на YouTube, где мы регулярно выкладываем интересные видеоролики для педагогов. Присоединяйтесь!