Найти тему
Sergey Mokhrov, AER

Христиане и алименты

«Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Джордж Герберт

На моём Youtube канале есть целый ряд роликов, посвящённых осмыслению феномена алиментов, так что мне есть от чего отталкиваться.

Разумеется, я в курсе, что церковный дискурс используется в качестве ещё одной скалки, которой стучат по головам и погоняют нерадивых "мужиков" (вообще это слово - оскорбление, если вы не в курсе), которые "забыли про детей", "не несут ответственность", "безответственные папашки" и прочее, и прочее.

Вообще говоря, алиментный вопрос очень неоднозначен, что в историческом контексте, что с т.з. морали, что с т.з. христианства. В Библии нет и не могло быть никаких упоминаний алиментов - просто по той причине, что люди тогда жили при патриархате, а не как мы сейчас. Поэтому мы, собственно, толком и не можем осмыслить многие библейские фразы, т.к. это требует понимания исторического контекста.

В известной степени алименты представляют собой "невозможность в кубе" в библейские времена:

1. Невозможно, чтобы законная жена взяла и ушла от законного мужа;

2. Невозможно, чтобы она при этом забрала его законных детей;

3. Невозможно, чтобы она за это всё ещё и потребовала с него денег.

Это - не считая того, что ни о каком повторном браке для неё не могло бы и речи идти - "кто женится на разведённой, тот прелюбодействует" (Мф.5:32). Как и о разделе детей (те, кто приводят знаменитый случай суда Соломона, всё время забывают упомянуть, что он рассуживал двух проституток). Детей же, живущих отдельно от отца, Библия и вовсе роднит с незаконнорожденными (Ев.12:9).

Большинство мужчин, испытавших феномен алиментов на себе, осознают его несправедливость и аморальность, хоть часто и не могут объяснить почему. Даже некоторые секулярные психологи осознают это (обычно психологу для этого нужно иметь пару красных дипломов) - сам по себе акт истребования алиментов есть акт враждебный, и делается с привлечением сторонней силы или под угрозой её привлечения - а значит, такой человек не имеет никакого права на дружественное отношение, это - открытый враг. Это акт насилия - того самого психологического и финансового насилия, про которое так модно говорить. Это систематическое насилие, применяемое уже больше 100 лет. Это институционализированное насилие, встроенное в государственные органы. И многие вполне обоснованно полагают, что именно алиментная система в конечном счёте похоронила институт семьи.

Даже если оставить в стороне нарушение принципа "муж глава жене" и вред, причиняемый детям из-за поощрения несоблюдения 5й Заповеди (как-нибудь я остановлюсь на них подробнее), есть и более общий христианский принцип, который нарушается алиментами - запрет христианам обращаться в нехристианский суд, а не рассуживать между собой на принципах христианского братства. Я говорю о 1Кор.6:

1Кор.6
1Кор.6

1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?

3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

Думается, апостол Павел даже представить себе не мог, что подобное будет не только между христианами, но и между двумя родителями одного ребёнка, которые клялись быть вместе до гроба (примечание: вы не клялись быть вместе до гроба? тогда вы не вступали в брак, и живёте в сожительстве; но об этом в другой раз). Апостол Павел не смог бы и представить себе что такое "Синдром отчуждения родителя" (PAS - об этом см. свежее интервью с психологом), что такое "установленный порядок общения", что такое "90% разводов за 5 лет", что такое "доктрина нежного возраста" и ещё много чего. Думаю, что узнав нашу современную систему, апостолы, вероятно, вообще отказались бы называть это и "семьёй" и "браком".

К большому сожалению, сегодня представители церкви крайне редко рассуждают об алиментах в таком аспекте. А количество исполнительных производств по алиментам, вероятно, находится на втором месте после штрафов с автоматических камер. Т.е. это массовое явление, пандемия. По понятным (ну, апостол бы не понял) причинам пандемия эта делается женщинами, и женщины же составляют подавляющее большинство прихожан. Тут должен быть вывод одним церковнославянским словом, но поскольку оно нынче непечатное, я заменю его переводом от Константина Крылова - ситуацию можно назвать "упорство в грехе". А точнее - "упорство в грехе в кубе". И этим упорством наш институт семьи продолжают закапывать живьём, всё глубже и глубже, под лозунги "о заботе о детях", "о защите семейных ценностей", под проповеди "о никчёмных мужиках, которым пора взрослеть". Однако в такой среде любой мальчик рано или поздно обнаруживает, что из центра всеобщей заботы он вдруг превратился в расчеловеченного робота-банкомата, а вовсе не в "главу жене".

Кто-то должен был бы давно, прямо и громко сказать: "либо вы требуете алименты, либо вы христиане", и третьего не дано. "Либо вы научили ребёнка 5й Заповеди, либо нет".

Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю (Ос.8:7)

P.S. Автор причисляет себя к одной из веток Мужского движения, и среди прочего выступает за: 1) введение обязательного проживания детей после развода у обоих родителей 50/50 и 2) полную отмену алиментов на детей. Подробнее обо мне - в статье "Визитка" на канале Дзен.

Хотите вызвать меня на беседу или дебаты - обращайтесь.

(С) Сергей Мохров, 30.07.2020, специально для Дзен.