Элла Памфилова давно угробила свою публичную репутацию. Теперь она доламывает избирательную систему России. Можно смело утверждать, что во главе ЦИК Памфилова нанесла стране даже больший урон, чем «дедушка» Чуров.
Ранее я писал , что Госдума РФ без лишних разговоров подмахнула законопроект о введении трехдневного голосования на выборах всех уровней. Однако предполагалось, что нововведение начнет действовать только с 2021 года, то есть со следующего электорального цикла. И это единственно возможный вариант, ведь выборы, назначенные на Единый день голосования 13 сентября 2020 года, уже объявлены — правила их проведения не могут меняться «на ходу».
Исходя из этого, я говорил, что выборы осени 2020 года — станут последними легитимными выборами в России. Просто в силу того, что многодневное голосование на пеньках и колодцах нельзя назвать выборами даже с натяжкой. Это дурной театр, что и доказал так называемый конституционный плебисцит, где, по независимым экспертным оценкам, было вброшено и «нарисовано» около 25-29 миллионов голосов.
Но мы явно недооценили Эллу Александровну Памфилову, которую, без преувеличений, можно назвать почетным могильщиком российской избирательной системы. И без того несовершенная, теперь она, эта система, превратилась в пародию на саму себя. Вопреки всем нормам и законам, ЦИК утвердил порядок трехдневного голосования для ЕДГ-2020. То есть выборы в сентябре пройдут в три дня, по модели голосования за поправки в Конституцию.
Скажем просто — это правовой беспредел. Это абсолютно незаконно. Это означает, что в России де-факто отменяют выборы.
Нововведения прикрываются некими эпидемиологическими нормами, но столь смехотворная «отмазка» (особенно на фоне парадов, переполненных ресторанов, пляжей и гостиниц на российских курортах) не тянет даже на полноценный фиговый листок.
Понятно, что в данном случае товарищ Памфилова действует в строгом соответствии с приказами Администрации президента — то есть мы говорим о политическом решении на самом верху. Решение об отмене выборов в столь гротескной и откровенной манере можно объяснить двумя причинами:
Во-первых, и я писал об этом еще весной 2020 года, Кремль перестал беспокоить вопрос соблюдения приличий. Имитационная российская демократия подменяется опереткой в духе азиатских диктатур. Последние стеснения отброшены. Теперь все предельно просто: выборов нет и не будет, а будет — пожизненный Путин и поддержка под 80%, нарисованная на пеньках и колодцах.
Во-вторых, и это тоже немаловажно, наверху явно понимают, что электоральные настроения в стране радикальным образом изменились. Конституционный плебисцит наглядно показал, что доселе незыблемое «путинское большинство» ощутимо сократилось численно и имеет тенденцию к быстрому сжатию при заметном росте протестных настроений. То есть выигрывать выборы с относительно скромным масштабом фальсификаций (как это было в 2012-18 годах) власть больше не может. Теперь для победы нужны беспрецедентные вбросы и то самое многодневное голосование. В этих условиях распространение практик конституционного плебисцита на все прочие выборы — совершенно закономерный и понятный шаг.
На самом деле мы говорим про качественное изменение ситуации, причем более серьезное, чем в 2011-13 годах, когда режим прошел через первый кризис легитимности. И если тогда махинации кудесника Владимира Чурова привели к беспрецедентным митингам протеста в Москве и созданию в стране предреволюционной ситуации, то сейчас, после многолетнего экономического кризиса и обнищания большей части населения, художества Эллы Памфиловой представляются куда опасней — выборы в Госдуму 2021 года в этом смысле могут стать поворотной точкой российской истории.