Найти тему
🎬Emili Hadson

Фильмы о роботах: способен ли искусственный разум на человеческие чувства?

Роботы потихоньку все больше захватывают наш мир. Говорят, уже через 10 лет они полностью внедрятся в нашу жизнь и заменят ручной труд. Что-ж, посмотрим. Пока это мы можем представить себе это на картинках. Собрала для вас самые классные и интересные фильмы о искусственном интеллекте.

1. «Из машины» (2014 г.)

Кадр из фильма "Из машины"
Кадр из фильма "Из машины"

Талантливый программист Калеб становится частью эксперимента с участием девушки - робота Авы. Он должен дать оценку ее «человечности», то есть, по сути, оценить ее соответствие человеческим стандартам чувств и эмоций. Однако, вместо того, чтобы оставаться экспериментатором, парень сам становится участником эксперимента и даже оказывается его жертвой. Девушка -робот искусно имитирует любовь к нему, для того чтобы сбежать от профессора-создателя Нейтана. Получается, что робот не просто обретает чувства, но и искусно обманывает человека, внушая ему ложные надежды на совместное будущее. Ава убивает Нейтана, заручившись поддержкой еще одного робота Киоко. В финале фильма она улетает на самолете, а Калеб остается запертым в лаборатории. Кто в этой ситуации оказывается умнее? Безусловно, робот. Однако, доверчивость и уязвимость Калеба становятся сигналом катастрофической нехватки душевного тепла в современном информационном и высоко технологичном обществе.

2. «Зои» (2018 г.)

Кадр из фильма "Зои"
Кадр из фильма "Зои"

Что, если робот не просто сможет любить, но и станет для человека идеальным партнером – синтетиком? Зои любит профессора Коула, однако, она даже не подозревает о том, что она робот-синтетик. Ей хочется того же, что и любой обычной девушке: мужа, детей, семейного счастья. Её создатель не разделяет ее чувств: после развода он осторожен и недоверчив с женщинами, старается их избегать, при этом для него неважно о настоящих или искусственно созданных девушках идет речь. Зои хотят отключить, но для нее этот факт ничем не отличается от убийства. Она страдает и мучается. Её уникальное психическое развитие становится основой для программного обеспечения других подобных ей роботов, которые наполняют рынок товаров и услуг, они отзывчивы, чувствительны, доброжелательны. Профессор ищет среди них свою Зои, понимая, что только с ней он был по-настоящему счастлив. Зои чудом остается «жива». После мучительных поисков пара обретает друг друга. Да, любовь кажется нам ненастоящей, поскольку её испытывает робот, но именно робот будит в человеке желание любить, а, значит, «бездушным» его никак не назовешь.

3. «Ева – искусственный разум» (2011 г.)

Кадр из фильма "Ева - искусственный разум"
Кадр из фильма "Ева - искусственный разум"

Что, если вы так хотите дочь, что готовы даже заменить её роботом? Ева – искусственный разум, однако, она становится настоящей дочерью для своих родителей-ученых. Кроме того, она дружит с героем фильма, инженером – разработчиком Алексом. Ева интересна, находчива, умна, любознательна, умеет веселиться. Алекс использует её поведение как основу для научного эксперимента – как модель для создания веселого ребенка – робота. Однако, не все оказывается так благополучно. Ева не может контролировать сильные, негативные эмоции и в таком состоянии оказывается способной на жесткость. Она становится участником несчастного случая, в котором погибает её «мать». Мы задаемся вопросом: поступил бы также человек? Вероятнее всего, он сумел бы спасти погибающего человека, невзирая на испытанные им отрицательные чувства. Недостаток или недоразвитость чувств чреваты жестокостью и бесчеловечностью поступков искусственного интеллекта. Однако, нам, зрителям, все равно очень жаль маленькую девочку, которая так хотела «жить» дальше и радоваться жизни, а вместо этого была отключена.

4. «Я робот» (2004 г.)

Кадр из фильма "Я робот"
Кадр из фильма "Я робот"

Главный герой фильма, детектив Дэл Спунер,– сам на половину робот, киборг, поскольку в его теле есть искусственные элементы (такие, как, например, рука). Он ненавидит роботизацию, ему ненавистен тот факт, что роботы заполонили мир людей, превратив их будущее в беззаботное существование и вместе с тем лишив их какой бы то ни было самостоятельности. Он видит в роботах угрозу всему человечеству, потому что считает, что рано или поздно они свергнут мир людей и сами будут им управлять. Его пугающие прогнозы сбываются. Программное обеспечение ВИКИ (Виртуальный Интерактивный Кинетический Интеллект) парализует все общество, заставляя людей подчиняться силе искусственных существ. Однако, не все роботы оказываются в её власти. Есть робот Санни. Он плод научной фантазии профессора Лэннинга, убитого ВИКИ. Санни не просто мыслит, он видит сны, мечтает, чувствует тревогу, беспокойство, заботу, горечь утраты. Ему доступна человечность в её многообразном спектре. Перед угрозой казни-отключения Санни тоскует, он хочет жить дальше. Меняется не только Санни, Спунер сам становится другим человеком: робот оказывает для него другом, которого он уважает и не может отправить на смерть. Вот, почему финал, когда Санни зажигает искру чувства в своих собратьях, внушает нам надежду, чтобы для гармоничного сосуществования человека и машины еще не все потеряно.

5. «Она» (2013 г.)

Кадр из фильма "Она"
Кадр из фильма "Она"

Что, если робот не имеет человеческой оболочки, а оказывается операционной системой? Писатель Теодор Туомбли приобретает новую операционную систему, которая помогает ему в его работе над книгой. Он ласково называет её Самантой, поскольку выбирает для нее женский голос. Незаметно Саманта перестает быть просто частью технологии, она помогает Теодору в бракоразводном процессе, налаживает его отношения с родственниками и даже отправляет его рукопись в одно из издательств (причем, весьма успешно). Теодор влюбляется, Саманта отвечает ему взаимностью. Она даже берет «напрокат» тело суррогата Изабеллы, для того, чтобы испытать физическую близость с Теодором. Попытка подобного сближения терпит неудачу. «Влюбленные» ссорятся. Однако, вскоре оказывается, что Саманта оказывала аналогичную помощь миллионам других людей, которые были ничуть не меньше влюблены в нее, чем Теодор. Теодор в отчаянии, хотя операционная система и убеждает его в абсолютной любви к нему одному. Он поднимается на крышу вместе со своей подругой Эми, также опечаленной расставанием со своей системой, и они вместе встречают рассвет. Как могло случиться, что живое общение и привязанность вытеснила любовь к машине? Виной тому чувство одиночества и покинутости главного героя, как и всех современных людей. Ему трудно строить свои отношения с человеческим миром, поэтому его привязанность к Саманте не так уж и удивительна.