Найти тему
Супер Детки

Диагностика речи ребёнка в логопедическом кабинете: как обычно её провожу на первой встрече

Я работаю логопедом в своём частном логопедическом кабинете более 10 лет.

Как обычно проходит первая встреча с ребёнком.

Ребёнок со взрослым заходит в кабинет, мы здороваемся. Ребёнка приглашаю сесть рядом со мной, а родитель на кресло садится в стороне от нас. Родитель (или бабушка, дедушка) на первой встрече всегда присутствуют. По мере обследования ребёнка могу уточнить какие- то моменты, объясняю родителям наши действия, на что обратить внимание в дальнейшем.

Знакомимся, представляюсь: "Меня зовут Валентина Владимировна (для детей 3 лет могу сказать "тётя Валя"). Я логопед, учу детей правильно говрить А как тебя зовут? Сколько тебе лет? Чем ты нравится заниматься дома, какая любимая игрушка?"

На что обращаю внимание:

понимание речи,
адекватность ответа,
чёткость речи,
состояние звукопроизношения,
сохранение верной слоговой структуры слов,
состояние активного словарного запаса (Как расширить словарный запас ребенка писала в этой статье),
гиперсалливация (повышенное слюноотделение, скапливание слюней во рту, в уголках губ во время разговора).

Предлагаю поиграть

Предметные картинки
Предметные картинки

На стол кладу несколько картинок или маленьких игрушек. Обычно 5 - 6. Прошу назвать. Могу спросить: "Кто из них самых большой?" или "Что здесь съедобное?" или "Назови только насекомых / транспорт / всех живых"

Далее оставляю столько картинок/ игрушек, сколько лет ребёнку. Это возрастная норма. Если 3 года - 3 картинки, 5 лет - 5 картинок. И прошу посчитать их. Сказать, сколько их всего. Некоторые дети не умеют обобщать. То есть считают верно "один, два, три, четыре, пять", а сколько всего не говорят. Начинают считать заново, или смотрят вопросительно, типа, что вы хотите от меня?, или называют любое другое число, но не 5.

Потом предлагаю запомнить все предметы. Когда ребёнок закроет глаза, убираю 1 предмет. Ребёнок вспоминает, какой картинки или игрушки не хватает. Прошу по образцу ответить: "Вы взяли... Или не хватает ..."

На что обращаю внимание:

  • объём зрительной памяти
  • устойчивое или неустойчивое внимание
  • бегут ли ноги под столом (наличие или отсутствие гиперактивности). Обычно к этому моменту у гиперактивных детей начинают мотаться ноги, ребёнок смотрит по сторонам, отвлекается.
  • состояние звукопроизношения
  • полная или деформированная слоговая структура слова
  • правильное употребление окончаний (Вы взяли куклУ.)

Далее предлагаю составить небольшой рассказ по серии картинок. Несколько картинок, из которых получится одна сказка. Предварительно надо их расставить в правильной последовательности.

Помогаю, рассказываю, о чём должна получится история и с чего всё начиналось.

Здесь слушаю, насколько ребёнку удается составить небольшой рассказ, какие он использует предложения, слова, насколько верно согласует все слова в предложении.

К этому моменту мне уже видны и слышны основные проблемы в речи, при их наличии. Ведь к логопеду в кабинет обращаются именно с проблемами в развитии речи. Просто для оценки уровня развития речи ребёнка обращаются единицы. За 10 лет может 3 - 4 таких запроса было.

В этой статье можно прочитать "Какие клиенты приходят в логопедический кабинет"
И "Почему на занятия к логопеду ходят по 2 года"

Конечно, изучаю артикуляционную моторику, насколько подвижен язык, есть ли нарушенный тонус мышц губ, языка. Тонус может быть нормальным, пониженным, повышенным, неравномерным. Закрыты ли губы при выполнении действий руками или всегда полуоткрыты.

На занятии
На занятии

Уточняю про наличие или отсутствие аденоидов у детей, состояли ли у невролога на учёте. Эти моменты помогают верно выстроить план коррекционной работы с ребёнком.

Просьба, поставить ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписаться на канал "Супер Детки"!

Это поможет продвижению нашего канала.

Пишите в комментариях, какие вопросы остались, ваш опыт первой встречи с логопедом!