Найти в Дзене
СОБЕСЕДНИК АРМЕНИИ

СМОЛЕНСКИЙ РОМАНТИК

Художник Карлос Хачатрян живет жизнью отшельника. Суетной московской жизни он предпочел спокойный ритм провинциального Смоленска. На рубеже 70-80-х годов прошлого века, он стал одним из художников, стоявших у истоков отечественного фотореализма. Живопись Хачатряна – это своеобразный микромир, в котором геометрические структуры несут в себе кармические законы и астрологические предначертание, полные глубокого смысла для всякого, кто стремится их понять, и таинственные для любого, их игнорирующего. « В студенческие годы я увлекался абстракционизмом, но это продлилось недолго. В 1975 году в Москве проходила всесоюзная выставка, где я участвовал с картиной «Лаборатория» и благодаря ей получил всесоюзное признание. Манера изображения, которую я открыл тогда, стала основополагающей в дальнейшем моем творчестве. Этот стиль перекликался с американским гипперреализмом, который в то время был настоящим новшеством в нашей стране. Своеобразный фотографический объективизм картин отражал опреде

Художник Карлос Хачатрян живет жизнью отшельника. Суетной московской жизни он предпочел спокойный ритм провинциального Смоленска.

Карлос Хачатрян, фото Александра Степанова
Карлос Хачатрян, фото Александра Степанова

На рубеже 70-80-х годов прошлого века, он стал одним из художников, стоявших у истоков отечественного фотореализма. Живопись Хачатряна – это своеобразный микромир, в котором геометрические структуры несут в себе кармические законы и астрологические предначертание, полные глубокого смысла для всякого, кто стремится их понять, и таинственные для любого, их игнорирующего.

« В студенческие годы я увлекался абстракционизмом, но это продлилось недолго. В 1975 году в Москве проходила всесоюзная выставка, где я участвовал с картиной «Лаборатория» и благодаря ей получил всесоюзное признание. Манера изображения, которую я открыл тогда, стала основополагающей в дальнейшем моем творчестве. Этот стиль перекликался с американским гипперреализмом, который в то время был настоящим новшеством в нашей стране. Своеобразный фотографический объективизм картин отражал определенные стороны современного познания мира, с его урбанизацией и механизацией…»

Вид Смоленска, диптих, правая часть, 2006г
Вид Смоленска, диптих, правая часть, 2006г

В отличие от американского гипперреализма (фотореализма), сводимого главным образом к осмыслению фотографии, советским тогда еще художникам была интересна попытка обновления живописного языка.

Anait, 85x90, 2009
Anait, 85x90, 2009

Фотообраз для Хачатряна – метафора иллюзии. Художник работает с областью иллюзорного, но им преображенного. Он стремится расшифровать закодированную в фотообразе реальность. Вычленить из его банальности свидетельства «особых состояний».

Хачатрян полностью сосредоточен на творчестве. Работа полностью поглощает его. Часами он проводит за мольбертом. Каждая созданная картина, для него ребенок, с которым не хочется расставаться. Когда его просят продолжить фразу «Для меня рисовать это…» Он, не задумываясь, отвечает, это моя жизнь…

365 (гранат) 80x100  2009  , К.К. Хачатрян
365 (гранат) 80x100 2009 , К.К. Хачатрян

«Цветом я передаю чувство пространства. Сегодня для меня важно много рисовать и много размышлять.»

Подсолнух 2004, 60Х50_
Подсолнух 2004, 60Х50_

Увидеть в каждом проявлении жизни присутствие божественного и прекрасного – в этом творческое кредо Хачатряна. Он с улыбкой вспоминает, как еще в детстве постучался в дверь соседа известного художника Григора Ханджяна и попросил дать ему красный карандаш. Красный - от слова красота. Видеть красоту и передать ее – не это ли стимул для творчества.

В конце 90-х годов Карлос Хачатрян уезжает в Канаду. Начинать все сначала, в новой стране было нелегко. К тому же трудно было привыкнуть к нравам и устоям жизни за границей, многое казалось чужим и непонятным.

Отдавая на протяжении многих лет дань искусству фотореализма, Карлос Хачатрян переосмыслил все, что сделано было ранее, и вышел на новую ступень творчества.

«Мне кажется, что правильнее будет назвать стиль и манеру, с которой работаю я - документальный романтизм. В сочетании этих двух слов выражена основанная суть нового художественного направления в живописи»

Pered dowdem, 61x85,2004_
Pered dowdem, 61x85,2004_

Сам художник движущей силой своего творчества называет Любовь. Любовь - это сила, которая собирает все в воедино, чтобы проявить опыт, распыленный по многим жизням. Черное с белым, красное с черным, бесконечность с точкой, зло с добром - жизненная философия художника, положенная в основу картин «365» и «Подсолнух». В 2005 году на второй Всероссийской художественной выставке «Возрождение» в Белгороде, посвященной 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа епископа Белгородского экспонировалась картина «Видение». Сегодня картина находится в коллекции Патриарха Кирилла.

ЭЛЕН МУСАЕЛЯН