Стиляги в широких штанах и с начесами, танцующие свинг, – советские модники могли дать фору западной молодежи.
Хрущевская оттепель многое изменила в жизни советских людей. С развенчанием культа личности Сталина и ликвидацией ГУЛАГа жить в стране стало спокойнее, а дышалось свободнее. Появились новые связи с Западом. Все это отразилось на жизни молодых людей.
Фестиваль молодежи и студентов
Настоящим символом новой дружбы СССР и Запада стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который прошел в июле 1957 года. 34 тысячи гостей из 131 страны мира приехали в Москву.
Эффект, произведенный фестивалем, был невероятный: еще никогда советские ребята не видели такой пестрой смеси языков и костюмов. Спустя 9 месяцев после окончания фестиваля в Москве стали появляться на свет темнокожие младенцы. Их окрестили «детьми фестиваля».
Именно после фестиваля в университетах появились факультеты, где было разрешено учиться иностранцам. И, конечно, советская молодежь переняла у западных друзей новую моду. В стране появились джинсы, кеды и рок-н-ролл.
Неформалы по-советски
Правда, модники были в СССР и до фестиваля. Широкие штаны поярче, огромный пиджак, цветные носки и кричащий галстук — так выглядели первые стиляги. Считается, что стиляги вдохновились стилем британской субкультуры «тедди-боев».
Не только облик, но и образ жизни стиляг был настоящим протестом против советской реальности. Яркие наряды вместо серых одинаковых костюмов, высокие прически вместо скучных проборов. У них был и свой особый сленг, многие слова в котором были позаимствованы из английского языка.
Чаще всего вечеринки устраивали на квартирах, иногда в школах и университетах. Танцевали «стилем» — то есть модные заморские танцы. Самым популярным танцем был буги-вуги, который на самом деле был больше похож на «свинг восточного побережья». Любили, конечно, и рок-н-ролл.
Квартирники
Танцевали чаще всего под свинг или фокстрот. Особым уважением пользовался джаз. Стиляги обожали музыку оркестра Гленна Миллера, песни Луи Армстронга и Дюка Эллингтона и многих других. Чаще всего слушали виниловые пластинки. Музыку записывали на рентгеновских снимках — так появился термин «рок на костях» или «скелет моей бабушки».
В квартирах собирались не только танцевать, но и читать стихи и петь. Первые квартирники появились как раз во время оттепели. На них читали стихи молодых неизвестных поэтов или уже более известных писателей. А уже в восьмидесятые годы домашние концерты стали неотъемлемой частью андеграундного искусства. Кстати, в то время возник «ностальгический» интерес к стиляжным темам. Например, группа «Браво» в своих песнях активно использовала стиляжную стилистику.