Найти в Дзене
Открытая семинария

Неведомый Мастер тавматург в России

Тавматург - значит "чудотворец". В марте 1954 г. во Францию был возвращен вывезенный оттуда в 1942-ом году одним из отделов Гестапо рукописный текст, озаглавленный «Неведомый Мастер» и описывающий деятельность Мэтра Филиппа в России. Это всего три странички, проливающие некоторый свет на пребывание мсье Филиппа в России. Начало документа утеряно. Его авторство не установлено. Вот полный текст сохранившегося документа.

«В ближнем кругу Царя, в маленьком мирке, окружавшем его, резко контрастировавшем с обществом великих князей, чьи высокомерные и жестокие действия возмущали Европу, было несколько милых и обаятельных персонажей, молодых принцев крови, не известных широкой публике, потому что они вели тихую и незаметную жизнь. Среди прочих я выделил бы великую княгиню Марию, или Милицу, и ее мужа – великого князя Петра.

Эти двое были искренними мистиками, как и большая часть славян вообще. Действительно, чтобы понять некоторые события и идейные течения, обуревавшие в то время Российскую империю, чтобы вообще яснее понимать историю России, нельзя забывать о мистицизме как краеугольном камне ментальности московитов. Там попы провоцировали беспорядки, а члены Святейшего Синода были государственными советниками. Все там были мистиками, от царя до последнего мужика, от Толстого до самого последнего нигилиста.

-2

И царь, загадочный правитель-фаталист, был мистиком самого высшего сорта. Он сам говорил: «Когда Господь призовет меня к Себе, будь то и от руки убийцы, я лишь благословлю Божью волю». Сколько раз по вечерам, после своих бесконечных переездов и визитов, в которых каждая минута была посвящена государственным целям, царь, оказавшись в своих личных покоях, давал волю возвышенным устремлениям своей души и молился, простершись, пред святыми иконами… Эта пламенная молитва, укрепляемая слезами, была воззванием правителя миллионов людей ко Христу за помощью в тяжком непрестанном труде, во искупление императрицы, которая, будучи урожденной протестанткой, не могла понять всю высоту православных мистических устремлений супруга.

Среди мистических идей, одна за другой охватывавших русский царский двор, которые зачастую оказывали благотворное влияние на судьбы империи и императора, была одна, к удивлению моему, хорошо известная в России, но практически никому не ведомая в Европе, которая была представлена одним удивительным человеком, смиренным до такой степени, что его скорее пристало именовать Неведомым Мастером.

Неведомый мастер - Филипп Лионский
Неведомый мастер - Филипп Лионский

Прошло три года с посещения царем и его двором Франции и их краткого пребывания в Компьене в гостях у Вальдека-Руссо, после того вечера, когда приглашенные ко двору были препровождены в замок. Император с императрицей совершали официальную прогулку по обширному парку, без свиты, без охраны, лишь под наблюдением нескольких агентов. Во время этой прогулки царь принял в укромном уголке парка одного человека, чья простая, почти плебейская одежда ввела в заблуждение и шокировала придворных, несших ответственность за представление посетителей Его величеству.

Это был человек около пятидесяти лет, среднего роста, в скромной одежде и мягкой шляпе. У него были большие усы и энергичное лицо с грубо вылепленными чертами, придававшими ему сходство с отставным капитаном. По мере того как придворные подробнее рассмотрели этого загадочного человека, они были поражены выражением его глаз, исполненных сверхъестественной доброты, в которых время от времени мелькала искра чистого гения. Их удивление возросло до неведомых высот при виде того, как царь шел навстречу этому буржуа на воскресной прогулке, брал его за руку, любезно разговаривал с ним, что граничило чуть ли не с фамильярностью.

-4

По окончании же разговора, продлившегося достаточно долго, на виду у придворных и агентов, скрыто наблюдавших за ними, царь и царица проводили незнакомца до выхода из парка, сердечно попрощались с ним и вверили его своим сопровождающим лицам. Те сопроводили незнакомца до самого вокзала, где он молча сел в купе третьего класса. Это был Неведомый Мастер.

Неведомый Мастер – тавматург. Он живет в густонаселенном пригороде большого города во Франции, где широко известна его благотворительность и всякого рода помощь обездоленным, которые его обожают; иногда он переезжает жить в небольшую деревушку по соседству, где принимает живейшее участие в жизни местной общины и исполняет почетные обязанности местного брандмейстера. Почему же этот врач для бедных, этот тихий брандмейстер, тем не менее, удостоился разговора с царем, который длился дольше, чем с его собственными министрами?

Лион, город мсье Филиппа
Лион, город мсье Филиппа

Потому, что Неведомый Мастер – владыка, посвятитель, незримый, но пламенный апостол великого мистического движения, наряду с официальными религиями, но без свойственных им догм, распространенного в наше время среди народов запада. Несмотря на неизвестность, в которой решил проживать, Неведомый Мастер, скрываясь от нескромных взглядов света во Франции, завел множество учеников в Италии, Германии и Скандинавии, но более всего в Англии и Америке, которые все испытывают к нему высочайшее почтение и горячую восторженную любовь.

Например, мне известно, что недавно он гостил в Италии, где у него появилось множество друзей и пламенных поклонников. Несмотря на то, что он скрывается и избегает действовать публично, разве что в кругу самых близких своих учеников, его поступки не могут полностью избежать огласки и часто навлекают на него как славу, так и людское порицание. Его обвиняют иногда в шарлатанстве и извлечении выгоды из доверчивости общества, но он никогда не отвечает на эти нападки и ведет себя так, словно не замечает их. Напротив, люди из народа, бедные и простые, которые приходят к нему и получают от него утешение, любовь и ласку, любят его как отца, почитают как святого и готовы убить, защищая его.

Филипп и его дочь
Филипп и его дочь

Неведомый Мастер способен вызывать как горячую ненависть, так и экзальтированную привязанность. Само существование столь могущественного человека, ведущего такую таинственную жизнь, не могло остаться в тайне для страны, где мистицизм обладает всепоглощающей властью. Многие славянские мистики искали общения с Неведомым Мастером, и некоторым удалось свести с ним знакомство, из числа последних некоторые принадлежали к ближнему кругу царя – это были несколько молодых великих князей, о ком я и веду речь.

Популярный пригород, где живет Мастер, и деревня, куда он наведывается летом, видели весьма высокопоставленных лиц, которые в своих богатых экипажах приезжали проведать скромного кудесника. В этой связи достоин упоминания курьезный эпизод. Неведомый Мастер попросил великих князей, желавших навестить его, делать это инкогнито, без своей многочисленной свиты и лучше всего на трамвае. И для кузенов императора эти условия не показались непреодолимыми. Так ему удалось переодеть князей в плащи, а княгинь – в дорожные парки.

-7

Великий князь Р. и придворный гофмаршал запутались в мелких монетах, которыми нужно было платить за проезд, и пребывали в совершенно растерянности, пока им не решилась помочь одна смелая женщина. Без сомнения, о Неведомом Мастере много говорят в Санкт-Петербурге, потому что царь пожелал познакомиться с ним и пригласить к своему двору. Он обращался с ним с величайшей вежливостью и несколько раз повторил приглашение посетить его столицу.

Единственное препятствие для его посещения возникло отнюдь не во Франции, а в той же России, потому что те же самые великие князья и княгини, которые не гнушались простонародным внешним обликом, чтобы посетить его у него дома, воспротивились тому, чтобы он со своим демократичным внешним видом вошел в царские покои на родине монарха. Ему даже дали при русском дворе почетный титул, только чтобы это позволило ему носить в царских покоях генеральскую форму, вопреки его обычной манере вести себя незаметно.

Он смиренно принял эти лампасы и то, что император приглашал его прокатиться в своем собственном экипаже. Нет смысла отдельно упоминать о том, что и в России, как во Франции, он подвергается постоянно нападкам, вызванным завистью, особенно при условии, что в императорской резиденции огромное значение имеют вопросы придворного этикета, а он, не принадлежа ни к числу принцев крови, ни к числу императорских лейб-медиков, пользуется все равно такими же почестями и таким же уважением.

-8

Кроме того, влияние, которое, по всей видимости, приобрел Неведомый Мастер на мистическую душу царя, делает его врагом влиятельной придворной партии. Той, вне всякого сомнения, которая готовит войну и намерена держать царизм в страхе. В чем же именно состоит это влияние Неведомого Мастера? Если судить по гневу, который вызывает у придворных скромный и таинственный советник царя, то можно предположить, что его влияние направлено на сохранение в стране внешнего и внутреннего мира. Также он стоит за подготовкой и организацией мирного конгресса.

Для христианина, наполненного евангелическими идеями Назарянина, каким является Неведомый Мастер, естественно трудиться всеми силами своей души над насаждением единства между народами и общественным согласием. Он полагает, что если такой могущественный властитель, как Николай II, решится посвятить свои труды этой идее, она дарует ему жизнь, более реальную, чем обещают все философы и все моралисты. И этот император станет воистину императором мира во всем мире, ведь почва для него уже готова, и сам природный мистицизм этого царя заставляет его желать мира.

-9

Николай II испытывает врожденное отвращение к войне и считает царей единственными полноценными ответственными за всякую пролитую народами за их ошибки кровь. Сказанные именно сейчас, эти слова звучат горькой иронией и вызывают закономерный вопрос, почему эта ужасная внешняя война и эта кровавейшая гражданская война случились именно в правление такого доброго, мирного и человечного царя.

И также правда то, что многие живущие близ царя, в его ближнем кругу, без гнева и пристрастия склонны обвинять Неведомого Мастера в разрушительном влиянии на правителя. Они полагают, что любое сильное воздействие на такую верующую душу, как у царя, обладает таким же разрушительным действием, как влияние Толстого на умы интеллигентов, в том смысле, что оно противодействует влиянию судеб России.

Проповедуя царю и русскому народу мир, мистики тем самым усложняли приготовления к неизбежной мировой войне. Так ли это в действительности? Стоит ли обвинять мистицизм в том, что он приводит к слабости? В любом случае, не я могу дать ответ на этот вопрос. Возможно, Николаю II не хватило энергии влияния на свое окружение, пусть он и желал мира искренне? Может быть, он не так уж его и желал? В судьбах народов всегда остается место мистике в том, что касается обстоятельств, неизбежно приводящих к ужасным событиям».

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:

"Открытая Семинария",
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.