12 июля текущего года миллионы геймеров по всему миру завороженно смотрели игровую презентацию Sony, на которой впервые была показана их новейшая консоль - PlayStation 5. Вместе с консолью игрокам показывали трейлеры игр от партнёров компании, которые должны стать эксклюзивами платформы. Когда на экране появился логотип студии Rockstar, многие замерли в ожидании чуда. GTA 6? Red Dead Redemption 3? Некоторые даже надеялись на продолжение симулятора школьного хулигана Bully. Но чуда не произошло - после логотипа "рокзвёзд" все увидели давно знакомую картинку...
17 сентября 2013-го года. Эта дата разделила игровую индустрию на "до" и "после". В этот день мир увидела первая версия GTA 5 (Xbox 360 и PlayStation 3), которая подарила миллионам геймеров тысячи и тысячи часов интересного геймплея, на который до сих пор равняются многие игровые разработчики. Спустя год вышла новая, улучшенная ревизия игры для консолей актуального (на тот момент) поколения - Xbox One и PlayStation 4, а ещё через год, в 2015-м, игра посетила персональные компьютеры. Теперь же, геймеры вновь ждут реинкарнации любимой игры ужа на новейшие консоли от Sony и Microsoft, которые должны выйти в 2021-м году. Так почему же GTA 5 смогла надёжно закрепиться в высших позициях всех мировых чартов тогда и почему до сих пор не сдаёт позиции, лишь иногда уступая место в первой десятке новейшим хитам рынка?
Я, как и многие геймеры, тоже провёл не один вечер, "залипая" в игру про ограбления, угон машин и перестрелки. В целом, мой криминальный "стаж" составляет 711 часов на консоли Xbox One и примерно 376 часов на ПК. Поэтому вопрос "Почему же GTA 5 не отпускает игроков уже почти десяток лет?" имеет для меня и личное значение. Я захотел разобраться, почему миллионы игроков не могут выбраться из этого виртуального мира, год за годом возвращаясь в штат Сан-Андреас.
Причина I. Online.
В начале статьи стоило дать небольшое пояснение, что речь пойдёт не столько о GTA 5, сколько о её онлайн-дополнении - GTA Online. Именно этот режим стал для игроков паутиной, выбраться из которой они не могут уже несколько лет. Сетевой режим впервые появился на консолях Xbox 360 и PlayStation 3 спустя несколько месяцев после выхода самой игры. С тех пор расширение получило множество дополнений, а летом 2020-го Rockstar обещают финальное, самое крупное обновление GTA Online за всю историю, которое ознаменует собой триумфальный конец целой эпохи.
Да, GTA Online стала феноменом, многопользовательской игрой, не похожей на популярные World of Warcraft или EVE Online. Грабить банки с друзьями оказалось очень весело, а гоночный режим GTA Online с машинами-ракетами и летающими спорткарами постоянно собирает полные лобби игроков.
Вообще, ММО (многопользовательские онлайн-игры) - отдельное явление, которое можно описать тем фактом, что в тот момент, когда в игре появляются реальные активные игроки, фактические разработчики отходят на второй план, а роль "архитекторов" игрового процесса берут на себя геймеры, создавая свои кланы, придумывая развлечения и постоянно попадая в нестандартные ситуации, которые просто были бы невозможны в одиночной игре. GTA Online - не исключение. Геймеры помнят недавнюю так называемую "войну зелёных и фиолетовых пришельцев" - конфликт, в ходе которого игроки в зелёных костюмах гуманоидов путешествовали по игровому миру с бейсбольными битами, сокрушая всех, кто станет на их пути. На помощь жертвам террора пришли фиолетовые пришельцы, развязавшие настоящую войну.
Стоит ли говорить, что подобные мероприятия указывают на то, что игра живёт, и игрокам в ней интересно. Напомню, что война пришельцев развязалась в 2020-м году, спустя 7 лет после релиза онлайн-режима! Думаю, этот факт прекрасно доказывает, что множество игроков не забывают про пятую часть "Великого Автоугонщика" только лишь благодаря GTA Online.
Причина II. Дополнения.
Вопрос, опять ссылающий нас на GTA Online. Как уже было сказано выше, этим летом игра получит последнее дополнение, после которого Rockstar прекратит поддержку проекта. Нет, это не значит, что сервера будут закрыты, но новых автомобилей, миссий или оружия мы точно больше не увидим.
GTA Online получила более десятка крупных обновлений, от ограблений банков (обновление "Heists" 2015-го года) до целой сюжетной линии о спасении мира от злобного суперкомпьютера (обновление "Doomsday Heist" 2017-го). Каждое обновление привносило новый транспорт, оружие, одежду и иногда даже целые новые локации, как, например, подземные секретные базы из вышеуказанного дополнения. Каждый фанат многопользовательских игр скажет вам, что крупные обновления иногда просто необходимы для поддержания жизни проекта, и, судя по популярности GTA Online, Rockstar справляются со своей задачей на славу.
Причина III. Сюжет.
Пришло время вернуться в одиночную компанию, то, что изначально и зацепило геймеров в GTA 5. Если кратко, то сюжет повествует о трёх друзьях, выбравших в своей жизни не самый чистый путь к обогащению. Майкл - бывший грабитель, вернувшийся в свою профессию после череды неудач, поставивших его в трудное финансовое положение; Франклин - темнокожий парень из гетто, "бандит с золотым сердцем", желающий лишь заработать денег и выбраться в люди, прочь от своей привычной среды; Тревор - психопат с садистскими наклонностями, старый друг Майкла, который, в отличие от товарища, никогда и не сходил с пути криминала, промышляя продажей наркотиков в глуши штата Сан-Андреас.
Три главных героя - основная особенность последней части GTA, представляя собой, по сути, три небольшие игры, ловко сплетённые в один бесшовный нарратив. В некоторых источниках можно узнать, что идею о нескольких главных героях Rockstar проверяли ещё в одной из своих старых игр - GTA: San Andreas, но то лишь слухи. Именно в пятой части мы увидели завершение этой идеи, и как показывает практика - весьма успешной идеи с отличной реализацией. Сам сюжет, конечно, не отличается глубинным смыслом или неожиданными поворотами, но для крепкого криминального боевика с примесью комедии и щепоткой драмы большего и не надо.
Причина IV. Открытый мир.
Когда братья Хаузеры только начинали работу над серией GTA, одной из главных задач стояла миссия обеспечить игроку максимальную свободу действий и передвижения. От первой части до пятой - перед игроком всегда представал большой город, иди куда хочешь. Правда, с открытым миром всё же иногда возникали проблемы. Так, например, в GTA 3 отсутствовал воздушный транспорт, а в GTA: Vice City главный герой не умел плавать, что иногда затрудняло путешествие. Мир GTA 5, а именно город Лос-Сантос и его окрестности, открыт для исследования и вдаль, и ввысь, и даже вглубь. Никогда прежде игроки не встречали такое разнообразие транспорта, от скоростных гиперкаров и вертолётов до подводных лодок и истребителей.
Сама карта представляет собой, как уже было сказано, большой город Лос-Сантос, столицу вымышленного штата Сан-Андреас, а также окрестности, включающие в себя несколько поселений (Палето-Бэй, Сэнди-Шорс и так далее), а также множество природных достопримечательностей - горные хребты, реки, пустыни, степи, озёра и леса.
От себя хочу сказать, что даже спустя более чем 1000 часов игры в GTA 5, я иногда останавливаюсь на мосту, идущем через реку, и просто смотрю вдаль, наблюдая, как бурная горная река сливается с озером, на берегу которого раскинулась пустыня Гранд-Сенора с парой небольших городов на побережье.
Причина V. Веселье.
Последняя по списку, но уж точно не по значимости причина вернуться в игру очередным скучным вечером.
Сколько копов было убито в жарких перестрелках? Сколько машин было уничтожено в авариях? Сколько людей погибло под гусеницами танка, исчезнувшего с военной базы? Многие и многие множества - вот вам ответ. Даже самый серьёзный игрок, проходивший GTA 5 ради сюжета, соблюдавший правила ПДД и не достающий пушку без крайней необходимости в какой-то момент находил себя с пятью звёздами розыска в полуразрушенном гиперкаре, удирающим от полицейских вертолётов по загородному шоссе. Этого избежать невозможно, это - сердце GTA.
А когда в ход шли читы, внутриигровые полицейские начинали молить о пощаде. Коды на бессмертие, взрывные патроны, танк и истребитель являлись обязательным набором для проведения увлекательных игровых сессий.
Игровая физика объектов и персонажей, к слову, тоже играет большую роль в развлечении игрока. Поищите на YouTube нарезки смешных или эпичных моментов из GTA 5, обещаю, вы не пожалеете. Большое коммьюнити регулярно снабжает зрителей тоннами уморительного видеоматериала.
Подводя итоги, GTA 5 - настоящий феномен, один из самых продаваемых и громких проектов в истории, подаривший игрокам тысячи увлекательных часов. И не важно, чем вы занимались в игре, убивали полицейских из гранатомёта или возили ящики на вертолёте Buzzard в GTA Online, в любом случае все мы стали частью истории, теми людьми, что обеспечили игре статус культовой, с которым GTA 5 гордо войдёт в пантеон игрового Олимпа, заняв место среди самых лучших игр индустрии.
Выход финального дополнения для GTA Online этим летом завершит целую эпоху в развитии компании Rockstar, что ещё на шаг приблизит нас к тому дню, когда мы наконец сможем увидеть продолжение серии игр о бандитах, перестрелках и головокружительных погонях. Эпоха GTA 5 подходит к концу, и ей на смену обязательно придёт наследник. Ну а пока - играйте с удовольствием!