Вариатор позволяет водителю почувствовать приятную плавность движения. Однако этот механизм имеет не только плюсы, но и минусы. С одной стороны, он дарит автомобилисту комфорт, ведь смены передач как таковой нет, и ускорение машины происходит без скачков. Вариатор сам меняет передаточное число, ориентируясь на обороты двигателя. С другой стороны, это устройство достаточно уязвимо. Рассмотрим, какие же факторы влияют на него особенно пагубно.
Резкое начало движения
Самая распространенная ошибка – начинать движение сразу после запуска двигателя. Особенно это касается эксплуатации в зимний период.
При длительной стоянке масло полностью стекает в поддон коробки передач. Резкое начало движения приводит к тому, что составные части вариатора первое время работают без смазки, что заметно ускоряет их износ. Поэтому после запуска мотора нужно выждать 20-30 секунд, чтобы масло под давлением попало на все рабочие поверхности.
Резкие разгоны и торможения
Агрессивный стиль вождения – самый главный фактор, из-за которого срок исправной службы вариатора гарантированно сокращается. Ведь в основе его конструкции лежит не шестеренчатая передача, как в традиционной АКПП, а клиноременная или клиноцепная. Передача тяги в такой коробке осуществляется посредством трения плоскостей шкивов и ремня (цепи). Поэтому скорость износа вариатора напрямую зависит от нагрузок.
Резкие старты со стремительными ускорениями для вариатора очень вредны: во время таких действий на шкивах образуются задиры, которые приводят к рывкам при движении. Эксплуатируя автомобиль с вариатором, придется отказаться от агрессивной манеры вождения: она вызовет перегрев коробки и выведет из строя подшипники валов.
Движение по бездорожью
Полноформатных джипов с вариаторами нет, а вот кроссоверы с бесступенчатой коробкой на рынке имеются. И вариатор значительно ограничивает в действиях владельцев таких машин. На бездорожье такие автомобили использовать нежелательно.
Нагрузки при движении по пересеченной местности особенно высоки, поэтому ресурс вариатора начинает иссякать очень быстро. Пробуксовки или штурмование холмов вызывают перегрев шкивов и ремней. Внезапное сцепление колес с опорной поверхностью после проскальзываний губительно действует на агрегат: в такие моменты цепь или ремень проскакивают и задирают поверхности шкивов.
Буксировка прицепов и других машин
В инструкциях по эксплуатации автомобилей с вариатором говорится о том, что такие машины предназначены для перевозки пассажиров и багажа. Буксировки прицепов и других автомашин следует избегать. Прибегать к ним можно только в случае крайней необходимости. При этом скорость движения должна быть не выше 70 км/ч, на автомагистралях – не более 90 км/ч. А буксировка автомобиля, имеющего большую массу, и вовсе может оказаться для вариатора непосильной задачей.
Буксировка автомобиля с CVT
Буксировать сам автомобиль, оснащенный вариатором, можно только с работающим двигателем. С заглушенным этого делать не рекомендуется, так как ведомый вал вращается вместе с колесами, из-за чего ремень либо цепь повреждают неподвижный вал от мотора.
Транспортировать машину с CVT, двигатель которой выключен, можно только на эвакуаторе или при частичной погрузке (чтобы передние ведущие колеса находились на платформе и не вращались при движении).
Буксировать на всех четырех колесах автомобиль с вариатором можно только на небольшие расстояния: на скорости не более 25 км/ч и на положении селектора N (нейтраль).
Небрежность в обслуживании
Вариатор очень чувствителен к качеству масла и к периодичности его замены. Ведь в такой коробке масло одновременно должно обеспечивать смазку трущихся поверхностей препятствовать проскальзыванию. Производители рекомендуют менять его в вариаторе каждые 60 тысяч километров пробега. Однако на практике автовладельцы нередко пренебрегают этими цифрами. Опытные автомеханики же, напротив, советуют данный интервал сокращать.
Если не нарушать этих несложных правил эксплуатации, вариатор будет служить очень долго. Но если допускать глупые ошибки, то могут возникнуть трудности.