Найти в Дзене
Проект А4

Играем словами, или несколько идей о том, как разнообразить первый в учебном году урок русского языка

Хочется провести первый урок необычно, сделать его запоминающимся для ребят. Поможет в этом игра, ведь играть любят и взрослые, и дети.
Оглавление

Вы помните, когда вошли в класс в роли учителя в первый раз? Как волнующе это было! Где встать, что говорить… Но сколько бы лет учитель ни работал в школе, начиная новый учебный год, он всегда волнуется. Хочется провести первый урок необычно, сделать его запоминающимся для ребят. Поможет в этом игра, ведь играть любят и взрослые, и дети.

Глокая куздра

Знаменитое предложение, придуманное Л.В. Щербой, знакомо многим учителям словесности. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Казалось бы, это полностью искусственное выражение не имеет никакого смысла. Однако благодаря суффиксам и окончаниям, служебным словам, порядку слов в предложении из него можно многое узнать. Высказывание Щербы — благодатный материал для разговора с учениками о словообразовании, морфологии и синтаксисе. Можно разобрать предложение по членам предложения или выдумать новые слова по словообразовательным моделям.

А если детям понравится разбираться в непонятных словах, можно вместе прочитать сказку Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые» и продолжить разговор, нарисовать иллюстрации к тексту и даже сочинить текст-чепуху самостоятельно.

Вот ещё несколько бессмысленных текстов, наполненных смыслом. Это переводы стихотворения «Бармаглот» из книги Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:

Twas brillig, and the slithy toves
Did gyre and gimble in the wabe:
All mimsy were the borogoves,
And the mome raths outgrabe

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
(пер. Д. Орловской)

Сверкалось... Скойкие Сюды
Волчились у развел.
Дрожжали в лужасе грозды,
И крюх засвиревел.
(пер. В. Орла)

Сустились умерки. В мраве
Куржились сомно петляки
И волосистый головей
Вопел у Воп-реки.
(пер. Д. Манина)

Шалатай-Болтай так объяснял смысл зазеркальной поэзии Алисе: «"Скойкие" — значит, "бойкие и скользкие". "Бойкие" — это все равно что «стойкие». Понимаешь, это как вешалка в прихожей: на одно слово повесили сразу два».

А как ваши ученики смогут объяснить смысл слов в этих стихотворениях?

Смешалости

Вот ещё одно стихотворение — Самуила Маршака. Помните?

Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?

Рассеянный с улицы Бассейной перепутал не только предметы одежды с кухонной утварью, но и части слов. А в результате получились смешалости. Их можно придумывать самим и вместе с одноклассниками угадывать значения смешалостей.

абрикосточка — косточка абрикоса
пустол — пустой стол
футболельщик — футбольный болельщик
облакапли — капли из облаков
грязнобувь — грязная обувь
рукарман — рука в кармане

Попробуйте сами запутать слова таким образом, чтобы получилось новое слово. Кстати, у смешалостей может быть более одного значения. Например встречайник — чайник для встречи гостей или встреча чайников на кухне. А ещё на уроке можно обратить внимание на состав таких слов. В них два корня, которые чаще всего пересекаются, значит мы имеем дело со сложными словами. Отличное начало для повторения морфемики и словообразования в начале года!

Продолжить работу можно вот таким текстом:

«Просыпаюсь однажды утром. Встаю, потягиваюсь и иду к окну. Я вчера мыла его. Гляжу и глазам не верю. Только вчера за окном стояли дома, а теперь там зачем-то доят стома. Рассвижался приблет. Поючки птиют — блашина, тигодать. Самое время собуливать выгуляку. Беру пожаный ковадок, собу зоваку. Одуваюсь, обеваюсь и иду вниз. Вдруг вижу: дретит лакон. Я сватаю хабаку мод пышку и тралезаю в зубу.

В следующий раз не буду стекла мыть! Нак мне и тадо!»

Файндворды

Из названия понятно, что в этой игре мы будем искать слова (от английского find — «находить» и word — «слово»). В тексте под названием «Егерь» предлагается найти слова, относящиеся к тематической группе «обувь».

«Когда опускается ночь, множество осторожных мягких ЛАП ТИхо ступают по лесным тропинкам. Звери выходят на охоту. В это время на шоссе, что прорезает лес, уже не бегут автомобили, не несут шуршащие колеСА ПОГИбель.

А в избе, которая стоит на краю леса, живет егерь Макар. У него свои — охотничьи заБОТЫ. Вот и сегодня хочет он пройтись по лисьим тропам, но брат его ПоТАП КИсло улыбается.

— Нет,шаБАШ, МАКар!.. В лес нынче не пойдешь. Мы же собирались с тобой валить на дрова засохший вяз. Пока вяз не поВАЛЕН, К Иному делу не приступай!

Макар вздыхаеТ:

— УФ! ЛИпу вчера валили, сегодня — вяз. Что ты ко мне пристал? Дров на зиму хватит. В доме каждый одет, оБУТ, СЫт. Отстань от меня.

Взял Макар ружье и пошел в лес».

В тексте спрятаны слова: лапти, сапоги, боты, тапки, башмак, валенки, туфли, бутсы. Ребятам 5-6 классов можно дать подсказку, указав названия обуви. Так им легче будет найти слова в тексте. После поиска слов можно обратиться к разделу языкознания «Лексика и лексикология», повторить группы слов по лексическому значению, понятие тематической группы, лексической сочетаемости слов.

Первый урок должен быть весёлым, нескучным, таким, чтобы детям захотелось дальше изучать русский язык, разбираться в его тайнах и загадках. А что может быть более увлекательным, чем учиться играя?

При подготовке материала использовалась книга С.И. Львовой «Русский язык. Лингвистические игры. 5-9 классы».

Рубрика: Конспект урока
Автор:
Анна Воробьёва

Готовьтесь к новому учебному году вместе с нами! Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзене и получайте оповещения о новых публикациях автора.