Книга-скандал Генри Миллера впервые была издана в Париже в 1934 году. Первый тираж в 1000 экземпляров продавали тайно, не выставляя издание на прилавки. В США и Великобритании книга и вовсе была запрещена.
Открывая это произведение я и не знал с чем мне предстояло столкнуться. Путешествуя вместе с главным героем книги, невольно испытываешь отвращение, порой от стыда краснеют уши, иногда разбирает безудержный смех, но точно не скука и равнодушие.
Начинающий американский писатель Генри Миллер перебирается из Бруклина в центр богемной жизни- Париж. Дело происходит между двумя мировыми войнами. Миллер описал мне такой Париж, которого я и представить себе не мог. Здесь царит разврат. Почти все женщины, описанные в романе заняты проституцией. Обилие публичных домов и подробное описание интимных сцен внутри их стен вызывает приступы тошноты.
Бедствующий писатель занят удовлетворением своей похоти, часто оставаясь с пустым желудком. К женщинам он относится лишь как к сексуальным объектам, к мужчинам- как к источнику денег, порой очень непорядочному источнику. Примитивная жизнь с примитивными потребностями и нет этому конца, причём в одном из красивейших городов мира. Здесь считается нормой, когда одна из героинь чтобы выпросить паршивые сто франков жалуется на нужду и горе: только что умершую дочь и прямо сейчас умирающую мать. Герой знает правила игры, он конечно совсем не верит её словам, сделка само собой состоится и каждый получит своё.
Роман можно считать отчасти автобиографическим, Миллер порой описывает свои похождения, переплетая их художественными сюжетами. На сегодняшний день такой откровенной литературой уже никого не удивить, однако, почти сто лет назад появление подобной книги вызывало эффект разрывающегося снаряда. Автор мастерски, двумя-тремя фразами описывает точно ухваченные черты характера своих персонажей, а их в романе много.
Язык автора, его особенный стиль дарит большое наслаждение в процессе чтения, если не анализировать сюжет. Но ведь и такие произведения должны быть, особенно, если они описывают реальную жизнь и суть реальных людей.
"Я живу на вилле Боргезе. Кругом — ни соринки, все стулья на местах. Мы здесь одни, и мы — мертвецы." Так беззаботно начинается этот роман, но лишь после прочтения последней строчки этой книги понимаешь всю глубину этой фразы.
Книгу рекомендую людям с непуританскими взглядами на отношения между людьми и чувством собственного достоинства.