Дочь «Малинового Степана» и Война

Находясь в Республике Марий Эл, я записал этот рассказ пожилой марийской женщины с необычной судьбой - Валентины Семеновой из поселка Красногорский. Марийцы, как и коренные жители Югры, относятся к родственным финно-угорским народам, внесшим свой вклад в Великую Победу. Их подвиг не должен быть забыт!

На могиле отца
На могиле отца

Родилась я и выросла в деревне Энгервож, а основал ее мой прадедушка. Раньше у нас переезжали с одного места на другое. Так же и мои родные, когда пришли на новое место, долго думали, как назвать деревню. А в деревне ручей течет из-под корня дерева. Так и назвали по-марийский Энгервож, – это значит, ручей течет из-под корня ели. Большинство жителей деревни наши родственники, они до сих пор там живут дружно, как и раньше. Во время войны много волков к нам в деревню набежало, всех собак съели. Они даже в дом ломились, в стайки, хотели коров, но стайки крепко закрывали. По ночам волки хозяйничали, мужиков-то нет, все на войне, а волков много было, прибежали к нам оттуда, где война шла.

Моя мама прожила до 93 лет, а отец погиб на войне. Отец мой Семенов Степан Семенович был очень красивый высокий мужчина, в народе его звали «красный Степан» или «малиновый Степан». Его призвали на войну в 1941 году. Это мне очень запомнилось. Думали, что ему в котомку положить, зарубили петуха. Из-за этого я очень плакала, жалко мне было петуха. Потом котомку поставили под икону, бабушка с дедушкой благословили его, и он вместе с другими мужиками уехал на подводах.

Дочь Семенова с Книгой Памяти
Дочь Семенова с Книгой Памяти

Помню, в какую сторону они ушли, и в какой одежде он был… Помню, приходили письма с фронта, и потом все плакали, - в 1942 году похоронка пришла. Отец погиб 29 апреля в 1942 году под Ленинградом, сейчас это Новгородская область. Похоронен он в деревне Рамушево – это рядом с деревней Гридино. Я всю жизнь мечтала на могилку к отцу съездить. Зять, бывало, покупает мне путевку в санаторий, а я говорю: «Нет, пока жива, хочу на могилку к отцу съездить». И вот однажды говорит мне:

- Мать, собирайся, завтра поедем.

- Куда? - спрашиваю.

- К дедушке на могилку.

Утром в четыре часа мы поехали. В книге памяти было написано где он погиб. Ехали мы через Москву, Ленинградскую область, Нижегородскую область, в Рамушево поехали. Приехали туда в сумерки, а нам говорят: мы вас завтра перевезем на другой берег реки, - там основная братская могила погибших солдат, но у нас еще одно захоронение есть в конце деревни. Поехали, дети мои пошли направо, а я налево - как будто отец там ждал меня. Сразу нашла имя своего отца: Семенов Степан Семенович, детей позвала. Очень было тревожно и радостно одновременно.

Из книги Памяти
Из книги Памяти

На обратном пути заехали в районный центр Старую Руссу. Там переночевали, потом поехали в Санкт-Петербург, в Петергоф. Я восхитилась красотой Санкт-Петербурга. На второй год снова поехали, а на третий год с внучкой ездили, и попали мы на девятое мая. Ветераны и их родственники приехали из Германии, Польши, Белоруссии,- все мы там встретились, обнимались, плакали, все друг с другом познакомились. Там встретили бабушку, ей было 90 с лишним лет. Она рассказала, как во время войны ее четырнадцатилетнюю девчонку взяли санитаркой на фронт, как на два дня наши забирали, а через два дня немцы, но их, медработников, немцы не трогали, - они лечили наших и лечили немецких солдат. А когда после боя бывал перерыв, в это время собирали убитых и всех бросали в ямы. Яма эта по три дня «бурлила», - может, раненые были без памяти, но некому было их выкапывать. От рассказов этой бабушки все мы плакали.

Только в 60-е годы перезахоронили погибших солдат из этой ямы. В деревне Рамушево все жители погибли во время войны, а те, кто там сейчас живет, очень добрые люди, в любой дом заходи, тебя и накормят, и спать уложат.… У них газа нет народу мало осталось, замков у них нет, они друг у друга не воруют. Приезжает к ним автолавка, магазина в деревне нет. Там в болотах столько оружия, очень опасно, можно на минах взорваться. И сейчас находят бойцов погибших. В последний раз больше пятидесяти солдат подняли, для них сделали отдельное захоронение. Там страшные болота, в них гибли, тонули наши солдаты, не могли выбраться из этих болот.…И был приказ: не пускать врага на Ленинград. Там много погибло наших мужчин из Марийской Республики. Вечная им память...

Оригинал статьи размещен в июльском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь
http://uralstalker.ru/2020/07/stranicy-pamjati/
автор Никита Партанов
Обложка июльского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
Обложка июльского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях