Оперативная съёмка на видео нашими службами в Афганистане почти не велась, а если велась - подлежала тщательному контролю. В последний год два нашего военного присутствия в Афганистане появились камеры VHC в политуправлении войск и частным характером у оборотистых офицеров. Благодаря контактам с ветеранами контрразведки я на днях получил три кассеты видеоплёнки, но до сих пор не проявленных. Дело в том, что в те годы, когда были отсняты эти плёнки на территории Афганистана у наших спецслужб просто вот таки не было лаборатории для проявки. Мало того, в разговоре с одним товарищем, который возглавлял один из оперативных отделов контрразведки, он посетовал в сердцах, что получал от агента некоторые видео материалы на VHC и не знал, что с этим делать. Видека не было для просмотра, не говоря о том, чтобы скопировать запись. Приходилось искать видек по частным лицам, наспех отсматривать видео, записывать от руки всё, что происходит в кадре и подшивать. А кассету (ты) отдавать агенту.
Вопрос о закупке оборудования стоял перед руководством постоянно. И вот однажды из Германии по их каналам пришло чудо видео техники без инструкций по эксплуатации, но с сопровождающими словами, чтобы не сломали. Вот такая ремарка что называется для справки.
С осуждением ввода войск в Афганистан Вторым съездом народных депутатов в 1989 году многие документы по Афганистану остались "бесхозными". По военной контрразведке прошёл каток реформ и расформирований. Спешно, не глядя. Например документы по военнопленным были разосланы по местам призыва в районные управления КГБ. И уже в 1995 году этих дел на местах не находили. Как это произошло? Трудно сказать, но так было. Всех, на кого были заведены уголовные дела амнистировали под чистую и смысла таскать "макулатуру" туда сюда не имело. Тем более, обнародование впоследствии некоторых документов руководство побаивалось. Что за страна будет? - никто не знал. Но есть закон, который существует в природе, который не терпит пустоты:
Очередная оперативная надежда наших поисков на материалы, которые по той или иной причине остались у бывших сотрудников на руках, как пример переданные нам, ещё не проявленные видео плёнки. Что на них? Не хочется гадать. Всё может быть. От уничтожения их спас человек, который чувствовал, что перемены могут смыть годы их оперативной работы.
Также нам передали, найденные в старом портфеле записи от руки черновики донесения по военнопленным, чудом сохранившиеся.
Просим тех, кто сохраняя служебную этику, случайно, а может и не случайно, но сохранил видео, фото, документы по советским военнопленным в Афганистане - передать нам.
С уважением к Вам, Евгений Барханов, Александр Лаврентьев, руководитель рабочей группы по Афганистану Межведомственной комиссией по военнопленным и интернированным.