Найти тему
Газета Жизнь

Королева алмазов. Как девушка из Ленинграда открыла алмазные прииски, но была затравлена коллегами

Лариса Попугаева
Лариса Попугаева

21 августа 1954 года геолог Лариса Попугаева нашла в Якутии первое кимберлитовое месторождение алмазов. Но вместе со славой пришла и зависть. Как посмела неопытная, молодая девчонка отнять лавры у маститых специалистов? "Зря ты нашла алмазы на моей территории", — бросил ей начальник Амакинской экспедиции Михаил Бондаренко. И действительно, зря — вскоре Лариса оказалась на положении пленницы — Бондаренко не давал ей уехать, контролировал аэродром, почту, а затем приказал не отпускать Попугаевой продукты. До родного Ленинграда было 4306 километров, а улететь можно было только самолётом. Помощи было ждать неоткуда.

Лагерь геологов в зимней тайге, 1956 год. Фото "Якутия сегодня"
Лагерь геологов в зимней тайге, 1956 год. Фото "Якутия сегодня"

Всё началось в Ленинграде, где после войны геологи-"алмазники" были собраны в Центральную экспедицию и вели поиск по всей стране. Именно в эти годы заведующая минералогической лабораторией Наталья Сарсадских разработала новый метод поиска алмазов — так называемую пироповую съёмку. По этому методу вулканические трубки (кимберлиты) со скоплениями алмазов можно было найти по пиропу — минералу-спутнику. С 1950 года ленинградцы сосредоточили работы в перспективном Вилюйском районе Якутии. И через три года стало ясно — в верховьях реки Далдын действительно есть пиропы, вымытые из кимберлитовых пород. А значит, здесь могут быть и алмазы! Но вот незадача — на сезон 1954 года трест не выделил деньги на экспедицию, и тогда начальник Тунгуско-Ленской экспедиции Всероссийского научно-исследовательского геологического института (ВСЕГЕИ) Иван Краснов предложил устроить одного специалиста из Ленинграда штатным геологом в свою экспедицию. Так вышло, что сама Сарсадских поехать в тайгу в этот год не могла из-за беременности. Поэтому лететь в экспедицию она уговорила свою помощницу, которая уже сопровождала её в походах — Ларису Попугаеву.

Лагерь геологов в зимней тайге, 1956 год. Фото "Якутия сегодня"
Лагерь геологов в зимней тайге, 1956 год. Фото "Якутия сегодня"

Лариса Попугаева появилась на свет в Калуге в 1923 году. Её отец Анатолий Гринцевич вскоре стал секретарём райкома в Одессе и был расстрелян в разгар репрессий, а Лариса получила клеймо "дочь врага народа". Вместе с матерью она переехала в Ленинград. В 1942 году ушла на фронт добровольцем, воевала зенитчицей под Москвой, в 1944 году вступила в компартию.

Лариса Попугаева. Фото "Якутия сегодня"
Лариса Попугаева. Фото "Якутия сегодня"

После войны блестяще окончила Ленинградский университет и горела идеями писателя-фантаста Ефремова, который считал, что в Якутии есть богатейшие залежи алмазов. Через два года Лариса вышла замуж, сменила фамилию и родила дочь. В тот момент, когда Сарсадских предложила ей ехать в Якутию, Лариса была беременна вторым ребёнком. Но Родина и партия сказали: "Надо!" Значит надо! Попугаева избавилась от ребёнка и полубольная уехала в тайгу искать розовые пиропы. Её сопровождал помощник — лаборант Фёдор Беликов.

Лариса Попугаева и Фёдор Беликов. Фото "Якутия сегодня"
Лариса Попугаева и Фёдор Беликов. Фото "Якутия сегодня"

Чтобы понять, в каких условиях шли поиски, надо побывать в якутской тайге. Днём — жара и тучи мошки, ночью — такой мороз, что река замерзала у берегов. Никаких туристических ковриков и флиса: телогрейки, брезентовая палатка, ватные спальники, резиновые сапоги. Для передвижения — резиновая лодка. И работа — по колено в ледяной воде. Но удача благоволила Попугаевой — в верховьях Далдына между двух ручьёв в низине она неожиданно нашла то, что уже многие годы искали сотни учёных — голубую глину с вкраплениями розовых пиропов! Лариса сразу поняла, что здесь на поверхность выходит жерло древнего вулкана, а в нём, скорее всего, и прячутся алмазы. Она вбила в место находки колышек и нанесла его на карту. Так было открыто первое месторождение алмазов "Зарница".

Месторождение алмазов "Зарница"
Месторождение алмазов "Зарница"

Всё время, пока ленинградцы находились на территории действия Амакинской экспедиции, с них не спускали глаз. В августе к ним в лагерь даже приезжала "группа ответственных товарищей" — подбодрить, но на самом деле для контроля. Буквально на следующий день после открытия Попугаева и Беликов встретили людей из Амакинской экспедиции, и не сдержавшая восторга Попугаева рассказала коллегам о том, что буквально в нескольких километрах находится месторождение алмазов. Беликов хотел её предупредить, чтобы она молчала, но она либо не услышала, либо проигнорировала его. С этого момента она была обречена на мытарства. Когда ленинградцы на лодке добрались до села Шелогонцы, там их уже ждал представитель Амакинской экспедиции, прилетевший туда на самолёте. Под предлогом того, что в Нюрбе должно было состояться совещание, он предложил Попугаевой ехать в Нюрбу, и та согласилась. Опытные геологи говорили Беликову, чтобы он остановил её или отобрал у неё образцы и записи, но Попугаева уже улетела. Наивная молодая женщина не знала, что отправляется в логово хозяина тайги того времени — всемогущего Михаила Бондаренко, родственника и приятеля министра геологии Петра Антропова. Не успела она сойти с трапа, как образцы у неё отобрали, а позже под предлогом секретности забрали и полевые дневники и записи. Саму Попугаеву грубо осадили: "Нашла, не нашла — ещё ничего не известно!" На совещании же Бондаренко с напором произнёс, что открытие совершила его Амакинская экспедиция. Ещё бы! Опытные геологи считали её выскочкой, гастролёршей, которая отобрала у них заслуженную славу: на их же участке нашла то, чего они годами найти не могли!

Кимберлитовая трубка "Мир", 1957 год. Фото "Якутия сегодня"
Кимберлитовая трубка "Мир", 1957 год. Фото "Якутия сегодня"

После совещания Попугаеву сразу заставили писать отчёт в Москву. Впрочем, пока в Нюрбе находился Краснов, всё было более-менее хорошо, но вскоре он уехал, и тогда начался настоящий кошмар. Бондаренко поставил Попугаевой условие — она задним числом переводится в Амакинскую экспедицию, а он создаёт ей все условия для работы. Попугаева отказалась: поступить так — означало предать товарищей. И тогда для неё начался настоящий ад. Как пишет в книге о Попугаевой В. Костицын, женщина оказалась настоящей пленницей Бондаренко. Он контролировал все самолёты, вылетающие на Большую землю, связь, а вскоре дошло ждо того, что он запретил выдавать Попугаевой продукты. Её постоянно вызывали в дальние кабинеты начальства и разговаривали так, что она, ветеран войны, выбегала оттуда в слезах.

Приехавший к Попугаевой Беликов был шокирован обстановкой, в которую попала её коллега, и тут же телеграфировал в Ленинград о сложившейся обстановке. Но телеграмму на почте приняли, но она.... никуда не ушла. "Закон — тайга, прокурор — медведь!" На состоявшемся осенью обширном совещании геологов, когда Лариса пошла к трибуне, кто-то рядом прошипел ей в ухо: "Нож тебе под пуловер!" Она не сдавалась два месяца, но в октябре её заперли в избе, куда к ней то и дело наведывался представитель сотрудник КГБ и рассказывал испуганной худенькой блондинке, что уже в пяти километрах от посёлка её тело никогда не найдут, что она запросто может разделить участь отца, что её могут изнасиловать бичи, и что ей стоит подумать о ребёнке. Время всё ещё было страшным — до развенчания культа Сталина оставалось полтора года. Неизвестно, как далеко зашли бы мучители Попугаевой, поскольку для них на кону стояло многое: повышения, должности, звания, правительственные премии...

Амакинская геолого-разведочная экспедиция. Фото Ykt.Ru
Амакинская геолого-разведочная экспедиция. Фото Ykt.Ru

Попугаева сдалась. Она написала злополучное заявление на приём в Амакинскую экспедицию, а Бондаренко всё оформил задним числом. Разумеется, никто и не собирался создавать ей условия для работы. В Ленинграде, куда Лариса вернулась, ища сочувствия, её встретили неприязненные взгляды коллег. Наталия Сарсадских, у которой Попугаева фактически увела славу, обидно сказала: "А я бы не сдалась!" Доходило до того, что коллеги выставляли стол Ларисы из кабинета в коридор, показывая ей своё отношение. Уже через год, используя метод пиропной съёмки Сарсадских и опыт Попугаевой, в Якутии было открыто десять кимберлитовых трубок, среди которых оказались богатейшие месторождения алмазов "Мир" и "Удачная".

А через несколько лет СССР стал одной из самых крупных алмазодобывающих стран мира. Однако фамилии Попугаевой и Сарсадских вычеркнули из списка лауреатов Сталинской премии. И премиальные деньги за открытие якутских алмазов получили совсем другие люди. Ленинградки, впрочем, всё же получили награды — Попугаевой вручили орден Ленина, а Сарсадских — орден Трудового Красного Знамени. Труд лаборанта Беликова оценили в два оклада. — Лучше бы я никогда не находила эти алмазы! — много лет спустя с горечью говорила Попугаева своим близким. Вклад Ларисы Попугаевой в геологию оценили лишь после распада СССР. В 1994 году её сделали почётным гражданином города Удачного, а на Далдыне восстановили её столбик и поставили памятник. Она не ушла из геологии, поступила в аспирантуру и продолжала заниматься наукой до конца жизни. В 1970 году ей за совокупность заслуг присудили степень кандидата геолого-минералогических наук и вручили знак "Первооткрыватель месторождения".