Итак, я рассказал о разнице между Алтайским краем и Республикой Алтай, о достопримечательностях Алтайского края и о самой популярной у туристов части Республики Алтай (кликайте прямо на ссылку в тексте, если не читали). В этой статье - об одном из самых интересных направлений: Чуйский тракт от Усть-Семы до Монголии.
Сам Чуйский тракт, который проходит через всю Республику Алтай до границы с Монголией, является одной из главных достопримечательностей Алтая.
Официально, он начинается в Новосибирске, идёт на Юг через Новосибирскую область и Алтайский край, в обход Барнаула и Бийска, но здесь от него - одно название. Исторический Чуйский тракт начинается от Бийска и идёт до границы с Монголией около 630 км. Причём, частично - через участок нынешнего Чемальского тракта, а котором я писал в предыдущей статье. Кстати, дальше эта трасса идёт через Монголию в китайский Урумчи и пакистанские Исламабад и Карачи - если кто надумает))
Дорога хорошего качества - Федеральная трасса всё-таки (хотя с Фед.трассами бывает всякое, но здесь, по покрытию - реально хорошая, хоть и двухполосная), и входит в любых рейтингах в 10 самых красивых дорог мира (как раз за ту часть, которая проходит по Республике Алтай, особенно вторая половина).
Проехать по Чуйскому тракту практически до границы, хотя бы до села Кош-Агач - обязательный пункт, на мой взгляд, если вы собрались увидеть Алтай. От Горно-Алтайска до Кош-Агача где-то 460 км в один конец, с остановками и фотографированием, поэтому за один день вы явно не успеете, да и здесь нельзя торопиться - надо наслаждаться тишиной, спокойствием, видами. Теоретически, всю первую поездку можно вписать вдоль Чуйского тракта.
Итак, после поворота от Усть-Семы (см.предыдущую статью), вы проезжаете по Чуйскому тракту около 90 км до первой значимой достопримечательности - Семинского перевала. По пути будут красивые виды и всякие заманиловки типа питомника хаски, производства сыров, пасеки и т.д. На Семинском перевале можно остановиться, сделать несколько фото, и ехать дальше.
Виды становятся всё живописнее, и, ещё через 80 км, вы достигнете перевала Чике-Таман. Здесь есть хорошая обзорная площадка. И, как всегда, на остановках, куча продавцов сувениров, мёда и медовухи. Не очень рекомендую всё это покупать на трассе, особенно мёд.
Ещё через 18 км будет отворотка налево, на кордон Кур-Кечу. Рекомендую повернуть, там совсем недалеко: можно увидеть впадение реки Большая Ильгумень в Катунь и Ильгуменские пороги.
Возвращаемся на трассу, она начинает идти параллельно Катуни, поэтому тут и там глаза округляются от невиданных красот, есть много обзорок, советую останавливаться. Через 12 км - ещё одно впадение: река Большой Яломан тоже решила впасть в Катунь.
Далее, через 11 км от Большого Яломана, Чуйский тракт пересекает Катунь по Ининскому мосту: живописное место, а ещё рядом - впадение Ини в Катунь - тоже красиво. А ещё через 5 км пути Чуйского тракта и Катуни расходятся: направо уходит дорога Р-373 Иня-Тюнгур, она пересекает Катунь и идёт вдоль неё, правда, говорят, она непроходимая, и к Тюнгуру лучше сворачивать с Чуйского тракта раньше. К Тюнгуру едут для похода на Мультинские озёра. Варианты походов я рассмотрю в одной из следующих статей, а в этой мы смотрим, что интересного на самом Чуйском тракте - в серьёзный поход в свой первый приезд на Алтай идти готовы далеко не все.
А Чуйский тракт далее идёт вдоль реки Чуя, тоже очень красивой. От поворота на Тюнгур до села Акташ - ещё 80 км, и за это время вы можете посмотреть: впадение Чуи в Катунь (возможно, самое красивое из слияний притоков с Катунью) - живописное местечко Чуй-Оозы, древние петроглифы урочища Калбак-Таш (для тех, кто интересуется, я смотреть петроглифы не очень люблю), с десяток пересечений тракта с Чуей, скалу Белый Бом, водопад Ширлак (Девичьи слёзы), Большой Уларский водопад (до него пройти метров 500), Мажойский каскад (из села Чибит пешком где-то километр). По-моему, немало. Если вы выехали из Чемала, или из Аи - самое время отдохнуть, в селе Акташ есть и гостевые дома, и гостиницы, но здесь уже выбор меньше, и шикануть не получится: всё достаточно скромно.
На следующий день после ночлега в Акташе, есть 3 варианта:
- Первый - это повернуть с Чуйского тракта в сторону Улагана, и далее - на Южный берег Телецкого озера. Там переплыть на кораблике вместе с машиной, и с северного берега замкнуть кольцевой маршрут. Про это я расскажу в следующей статье про Телецкое озеро.
- Второй - также повернуть, но доехать только до перевала Кату-Ярык, проезжать который лучше на внедорожнике. Здесь многие разворачиваются, либо останавливаются и заказывают отсюда экскурсии к местам за перевалом (тоже в статье про Телецкое озеро). От поворота в Акташе до перевала Кату-Ярык можно тоже увидеть много интересного: Красные ворота, озёра: Мёртвое, Узун-кёль, Кидулю, Улаганский перевал, Пазырыкские курганы. Туда-обратно из Акташа можно съездить за день, опять переночевать и продолжить путь по Чуйскому тракту. Если вы на внедорожнике, можете подняться на ретранслятор, недалеко от Акташа, ради красивых видов.
- Третий - продолжить путь по Чуйскому тракту. Кстати, в 6 км дальше от Акташа, есть знаменитый объект - Гейзерное озеро. Если вы даже выбрали первый вариант и не поедете дальше по Чуйскому тракту, сюда-то заехать можно. Где-то через 35 км от Акташа начнутся умопомрачительные виды на Курайскую степь и Северо-Чуйский хребет. Ещё через 35 км можно повернуть направо в сторону знаменитого Алтайского Марса - гор необычной формы и расцветки Чаган-Узун. Наконец, ещё через 30 км будет село Кош-Агач - ещё один центр сосредоточения гостиниц и магазинов, ещё более скромный, чем Акташ.
Отсюда 50 км до последнего более-менее крупного посёлка (по алтайским масштабам) на Чуйском тракте - Ташанта, и ещё километров 20 до самой границы с Монголией, если кому надо ехать дальше, или достичь приграничной зоны и поставить галочку. По пути от Кош-Агача до Ташанты можно полюбоваться пейзажами Чуйской степи.
Если вы решите ехать назад, уже без остановок, то от Ташанты до Аи будет 440 км - это где-то 6 часов. Тогда и остановитесь в Ае - отдохнуть, искупаться, посмотреть несколько мест, которые я уже описывал. Я бы сделал от Акташа крюк до Ташанты и обратно и поехал бы к Южному берегу Телецкого Озера (ЮБТО), посетив всё, что я описал во втором варианте маршрута и всё, что я опишу в следующей статье про Телецкое озеро.
В следующей статье (она готова, кликайте по ссылке) я разберу все варианты поездки на Телецкое озеро, потом - варианты походов на Алтае, и завершу серию публикаций про Алтай - рассказом о своей поездке на Каракольские озёра. Подписывайтесь на мой канал, впереди ещё много интересного!