Они занимали бескрайние территории Южной Европы, славились своими храбрыми воинами и суровыми труженицами-женщинами! Они возделывали неприветливые северные земли, слыли искусными охотниками и бесстрашными мореплавателями! Они были полностью самобытны и вели свой род с незапамятных времён: даже надменные римляне чётко отделяли их от "кельтов и прочих галлов"...
Они, в разные периоды времени, воевали с этрусками, иберийцами, греками, карфагенянами и римлянами! Их свободолюбивый нрав долгое время не поддавался ни кельтским племенам, ни яростному напору эллинов! А их земли простирались от Северного моря до Средиземного!
Эсхил приписывает самому Гераклу сражения с лигурами на каменистых равнинах близ устья реки Роны! Диодор Сицилийский говорит о лигурах, как о "сухопарых и очень мускулистых" людях, чья жизнь - беспрестанная борьба за выживание на "землях суровых". А основание Марселя прочно связано с лигурийской принцессой Гиптис!
Лигуры ведут своё начало из глубокой древности, ещё тех мрачных времён, когда вся Европа представляла собой бескрайние земли, населённые редкими и малочисленными дикими племенами людей, ведшими борьбу за своё выживание с хищными животными и друг другом!
Они занимали огромную, даже по нынешним меркам, территорию: от современной Южной Франции, до Сицилии, включая северо-восточную территорию Пиренейского полуострова!
Их следы найдены по всей Италии, а племя корси, давшее название острову Корсика, и занимавшему северо-восток нынешней Сардинии - так же, относится к сонму лигурийских племён!
Лигурийцы основали самые ранние поселения в долине реки По. Их жилища, это свайные постройки в прибрежной зоне и целые деревни на плотах! Такие защищённые от опасностей с суши посёлки - явный показатель, мягко говоря, не дружелюбности окружающего мира. Выглядело это так:
Фукидид прямо говорит об изгнании лигурами племён сиканов с берегов реки Сикан, а это, на минуточку - на Сицилии!
Основание Массалии
Первым народом, столкнувшимся с лигурийцами и имевшим возможность это описать, были древние греки, чья экспансия по всему побережью средиземноморья достаточно известна. Среди обрывочных и, в основном, пространно описывающих быт "варваров" сведений, можно выделить легенду об образовании Массалии (современного Марселя).
Согласно легенде, Протис, уроженец Фокеи (современное поселение Фока в Западной Турции), во время поисков нового торгового аванпоста, проплывая мимо на своих пентеконтерах, обнаружил великолепную бухту Ласидон, питаемую пресноводным потоком и защищенную двумя скалистыми мысами.
На свою удачу, он был приглашен гостеприимными местными жителями на пир для женихов, ищущих руки принцессы Гиптис. Празднество устроил Нанну - король местного лигурийского племени сегобригов. В конце концов, по завершению застолья, Гиптис поднесла Протису церемониальный кубок с вином, что означало ее недвусмысленный выбор.
После свадьбы молодожёны перебрались на холм к северу от Лацидона, и из этого поселения выросла Массалия. Позже туземцы составят предательский заговор, чтобы уничтожить новую колонию, но план раскроют, и Конран (сын Нанну), действующий король сегобригов, будет убит в битве.
Легенда весьма "солнечная" и до конца не ясно: то ли греки хотели расширить территорию колонии, и именно поэтому Конран пытался ее уничтожить. А яростное сопротивление лигурийцев привело к дальнейшему остыванию амбиций греков, отказавшихся от дальнейшей экспансии.
То ли вообще вся эта история была придумана греками в целях "подсластить" суть своей захватнической компании. Но, в конце концов, массалиоты стали примером самого мирного поселения в округе и сосредоточились на развитии торговли: сначала с лигурийцами, а затем с галлами. До тех пор, пока Массалия не стала самым важным портом в Галлии...
Почему лигурийцы не правили Южной Европой
Вообще, единственным известным истории городом лигуров является, существующая и поныне, Генуя, расположенная на побережье современного Лигурийского моря. Об иных крупных городах и поселениях практически никаких сведений нет.
С одной стороны - это странно, для такой крупной цивилизации. Ведь, имея под своим контролем такие обширные и разнообразные территории, лигурийцы просто обязаны были создавать поселения в большом количестве...
С другой стороны - жизнь и быт "северных" и "прибрежных" племён лигуров сильно отличались. И, если, про первых, римляне брезгливо отзывались, как о совершенно диких, практически пещерных людях. То своих приморских соседей они уважали, насколько такой термин применим, конечно, зная отношение римлян ко всем прочим культурам, кроме своей.
Дело в том, что, действительно, оставаясь, по факту, одним народом, лигурийцы были сильно расколоты и не имели хоть какой-то централизации власти. В то время, как ранние римляне активно ассимилировали и "переплавляли" окружающие племена в единый народ; лигуры продолжали единоличную политику отдельных племён, лишь изредка, объединяясь против общего врага. Но, эти объединения носили, так же, слишком местечковый и очень кратковременный характер.
А соседние кельтские, иберийские, латинские культуры, со временем, впитывали в себя приграничные племена лигуров, тем самым - раздирали древнейший "этнос" на части.
Из Италии постепенно лигуров вытеснили италийские и этрусские племена. С севера наступали кельты, а с запада - молодые испанские народы. Таким образом, достоверно известные, на момент возникновения римской деревушки, территории приморских лигуров выглядели так:
Таким образом, окончательно раздробленный народ не имел никаких возможностей, да и желания к объединению. В последствии, лигурийцев можно фактически разделить на "про-римских" и всех остальных. Причём, последние, выказывали яростную агрессию в адрес будущего гегемона всего известного на тот момент Мира.
Лигуры, Рим и Карфаген
Римляне относились к лигурам довольно снисходительно: лигурийская территория считалась бедной, а воины были известны (римляне уже были знакомы с ними как с наемниками). Их больше интересовали богатые галльские и иберийские земли. К тому же, в момент, когда Рим уже был вовлечён в Пуническую войну, он не желал открывать новые фронты.
Молодая республика, наоборот, старалась сделать лигурийские племена союзниками, однако, несмотря на все усилия, лишь немногие из них заключили союзные соглашения с римлянами (кроме генуанцев, которые охотно пошли на мир), остальные же были открыто враждебны.
Первые военные действия против Рима были открыты в 238 году до н. э. коалицией лигурийцев и бойев. Но эти два народа вскоре рассорились и военная кампания прекратилась с распадом их союза. Да и их военные действия нельзя назвать победными: Лентул Кавдин, один из римских консулов, был первым, кто праздновал победу над объединёнными племенами.
Тем временем римский флот под командованием Квинта Фабия Максима разгромил лигурийские корабли на побережье (234-233 до н. э.), что позволило римлянам контролировать прибрежный маршрут в Галлию и обратно.
Ради справедливости: успехи римлян в этот период были, очевидно, не триумфальными. Один из консулов, в течение нескольких лет подряд, посылался против лигуров, благодаря чему, имя этого народа трижды упоминается в триумфальных фастах (233-223 гг.).
Лигурийские племена, с которыми римляне в это время вели военные действия, были исключительно теми, что жили на Апеннинах и, как правило, состояли в коалиции с соседними галльскими племенами бойев и инсубров. Эти мелкие военные действия были на время прерваны более важным событием - Второй Пунической войной (218 г. до н. э.).
Лигурийские племена к тому времени разделились на две противоборствующие группы:
- "Про-римская" группа: генуэсцы, багенны и таурины встала на сторону римлян.
"Про-карфагенские" лигуры приняли участие в битве при Тиберии, в которой карфагеняне одержали победу. Другие лигурийцы вступили в армию Гасдрубала Барки, когда он прибыл в Цизальпинскую Галлию (207 г. до н. э.), чтобы присоединиться к войскам своего брата Ганнибала.
В порту Саво (ныне Савона), тогдашней столице лигуров сабази, нашли приют триремы карфагенского флота генерала Магона Барки, брата Ганнибала, который должен был отрезать римские торговые пути в Тирренском море.
Для "про-римских" же лигурийцев, поначалу, все складывалось, мягко говоря, не так хорошо. Таурины были на пути Ганнибала в Италию, и в 218 году до н. э. были им атакованы в союзе с инсубрами. Главный город тауринов (Тауразия, ныне Турин) был захвачен войсками Ганнибала после трехдневной осады.
А в 205 году до н.э. Магон напал на Геную и сравнял ее с землей. Однако, город через два года будет отстроен заново, как раз к моменту гибели самого Магона.
Лигурийские войска все еще присутствуют, как избранный отряд Ганнибала, в битве при Заме в 202 году до нашей эры, которая и предопределит поражение Карфагена.
Продолжение здесь.
Если нравится тема, не жадничай, ставь лайк и подписывайся на канал.