Суббота 2 июня. Я на работе. Сквозь окно видна панорама Сусунайского хребта. Время от времени вглядываюсь в далекую округлую вершину. Вблизи – это осыпавшаяся старая скала, из города имеет вид бородавки. «Пи-и-и... пип!» - пискнула долгожданная эсмээска. «Мы на Бородавке!». Доцент ЮСИЭПИ Валерий Хмара, доктор физматнаук Андрей Доманский из Сахалинского университета и профессор из Новосибирска Александр Савченко отдыхают на промежуточной остановке на пути к пику Чехова.
Вот и лето наступило. Куда девать выходной, чтобы вечером не было обидно за напрасно прожитый день? У моего товарища В. Хмары ответ всегда один: конечно, он пойдёт в пригородный лес, в сопки.
БЛИЖЕ К ГОРОДУ МЕДВЕДИ КРУПНЕЕ
А за неделю до этого, в погожий майский денёк, к нам, четверым сахалинцам, опять присоединился гость острова А. Савченко. Через парк, оставив слева отель «Мегапалас», а справа зоопарк, мы вышли на так называемую Городуху, начали подниматься по этой слаломной трассе. Кончилась трасса, и мы увидели на остатках снега свежий, неподтаявший след крупного медведя. Он пересёк дорогу слева направо. Минут через десять – ещё медвежий след, поменьше, ещё метров через сто – совсем маленький. Забегая вперёд: через три часа мы подобрались под самую стену пика Чехова, но уже не встретили ни одного следа. Такая шутка: чем ближе к городу, тем медведей больше и они крупнее.
А пока мы двигаемся вверх по приятной лесной дорожке примерно на восток. Справа – распадок реки Рогатка, слева течёт река Уюновка. Упёрлись в бамбук. Упорный сибиряк А.Савченко настаивает на дальнейшем подъёме, но... сахалинцы не любят лазить по бамбуку, и мы уговариваем его свалиться влево, в Уюновку.
ГРИБНОЙ СЕЗОН
Тут на спуске в лесу везучая наша Марина Шишмарёва открывает грибной сезон: в снегу оттаял небольшой пятачок, и на нём выросло четыре строчка! Эти грибы не какие-то там плебейские моховики да маслята, которые и появятся-то в лесу ещё очень нескоро. Строчок – гриб довольно редкий, большинство сахалинцев почитают его за поганку и никогда не пробовали его воистину изысканный вкус. А вот другие грибы попались, не знаю, как называются, но тоже и варить, и жарить можно. По вкусу со строчками не сравнить, зато их всегда много в этом весеннем лесу.
Чем хорошо гулять на Сахалине весной – нет ещё травы нашей высоченной, в верховьях Уюновки просторно и празднично. Нет комаров. По полянам весело бегут десятки ручьёв, а из земли лезут упрямо разные травы. К ним стоит приглядеться, ведь многие съедобны. Молоденький лопух и ещё согнутый папоротник, пышная уже калужница – только знать надо, как их готовить. Вот травка нежная, минари называется, её и готовить не надо, по вкусу как морковная ботва. К обеду Саша Медников набрал у ручья и положил на общую скатерть с домашней снедью большой букет водяного кресса – дикая сахалинская форма кресс-салата. Сочные листья с чуть горьковатым вкусом. Вся эта трава не очень вкусная, зато она дикая и поэтому – сильная. Слабому растению, которому место только на грядке под присмотром ядохимикатов, здесь не выжить. Если б не стоял горожанин в очередях за огурцами парниковыми, а ел бы побольше такой дикой весенней травы, то и сам был бы сильным и непобедимым. Как медведь сахалинский! Он в травах толк знает...
От места обеда ещё часа два шли вниз по ручью до остановки у железнодорожной больницы. В городе ещё работало отопление, поэтому набрали крапивы про запас, она быстро высохнет на батареях. Зимой порошок из неё полезно добавлять в супы, салаты и соусы.
КАК У ВАС ХОРОШО!
В этом районе есть необычное место. Дорога поворачивает на 90 градусов, забирается на горбатый мостик через Уюновку и сразу упирается в скалу, а в ней ворота с замком. Необычно и таинственно, хоть кино снимай. Возможно, этот бункер сделали ещё японцы.
Мы привыкли к Сахалину, и многие из нас не очень хорошо понимают, какое раздолье здесь для воскресного отдыха. Вот рассказ жителя Академгородка А. Савченко. «В отпуск я каждый год езжу с семьёй на Алтай, и там получаю полноценный активный отдых. А у себя в Новосибирске... С начала весны до середины июля полно клещей. В лес люди ходить боятся, и не ходит никто. На поляне цветы красивые растут, а к ним подойти страшно, ходишь, как пенсионер, по дорожкам. На Сахалине тоже клещи, но у вас они почему-то не такие опасные. А в меня раз впился - все близкие в панике, десятую часть месячного заработка за укол отдал, о деньгах тут уже не думаешь. Места под Новосибирском плоские, а я горы люблю. То ли дело Алтай! А у вас на Сахалине ещё и море! Как это хорошо! Седьмой год приезжаю сюда в командировку как в отпуск».
ГОРА-МУРАВЕЙНИК: ЗЛО ИЛИ БЛАГО?
В 2004 году мне с В.Хмарой довелось побывать в Альпах. Путешествовали мы дикарями, для ночлега ставили в горах палатку, которая там запрещена, иногда и костры жгли, за которые – тюрьма, если б поймали. В Альпах я воочию увидел то будущее, которое ожидает нашу гору Большевик (на которой база «Горный воздух», если кто не знает). Есть там курорт Гармиш Партенкирхен, а рядом с ним гора Ванк, вся поросшая лесом (как у нас тайга горная, очень похоже). Гора вся сверху донизу опоясана асфальтовыми тропинками, и с раннего утра до ночи гуляют по ним множество людей. Гора-муравейник.
Я вполне равнодушен к тому, что рано или поздно гора Большевик, а потом и пик Чехова будут опоясаны серпантинами пешеходных тропинок. Кто полюбил медвежью тропу, того не заманишь асфальтовой дорожкой. А вот для большинства сахалинцев и туристов-гостей острова это – благо. Есть первая ласточка: возле «Санты» асфальтовая лыжероллерная трасса, и кто только не гуляет-катается там летом: и велосипедисты, и на досках, а больше просто пешком, парочки и пенсионеры, мамы с младенцами...
Мы живём во время, которое я бы обозначил как «кризис пешеходной культуры». Раньше жили на зарплату, два выходных, сейчас многие по вечерам и в выходные предпочитают заработать лишнюю копейку. В разы увеличился автопарк, на машинах люди и предпочитают отдыхать. И чаще всего отдых этот – пассивный, водка-шашлык, в лучшем случае человек получает эмоциональную разгрузку, не физическую. В сахалинце крепко ещё сидит древний инстинкт добытчика: разве можно идти в лес-горы, к морю просто так?! Надо обязательно что-то оттуда принести, рыбу ли, грибы-ягоды. Моего соседа шагу не заставишь сделать с кровати «без пользы». Инстинкт неплох, да вот добывать с каждым годом можно всё меньше и меньше.
2 июня доцент, доктор и профессор были на пике Чехова не одни. Чуть ли не половина из встретившихся им были англичане, американцы, голландцы... Можно подумать, что в Южном половина населения – иностранцы. Что ж им на джипах в выходной день не ездится, в ресторанах не сидится? То-то и оно, что они любят на Сахалине то, что мы мало ценим.
Нам никогда не развить, скажем, такой альпинизм, как там – ну, а чем же Альпы лучше для вышеописанного мной несложного маршрута выходного дня? чем они лучше массива горы Майорской? того же пика Чехова? НИЧЕМ. Кто был – тот знает. А кто нигде не был, то скулит и жалуется на Сахалин.
© Владимир Грышук, 2007 г.