Всем привет! Сегодня поговорим на тему табуированной лексики, а точнее - русского мата.
В моей семье эти слова были полностью неприемлемы, даже от отца не слышал ничего сильнее, чем “итить твою карусель», хотя к советской интеллигенции он не относился (борт-инженер в авиации). В школе, особенно после переезда семьи из Алма-Аты в одно село под Брестом, уши свернулись в трубку на первой перемене, но воспитание не давало произнести запретные слова долгие годы. Даже проходя службу в армии, мозг уже полностью перестроился, и думать иначе как матами не хотел (вероятно, энергию экономил), а на выходе речь была чистой и складной, как у Антон Павловича.
А вот на Кипре, когда встретил людей, достойных чрезвычайного уважения (начиная от шефа туристической фирмы, где поначалу работал, и заканчивая нашими актёрами первой величины, типа Богдана Ступки), уже нет-нет да проскочит что-то народное. Вот она - сила авторитета.
Итак, сегодня наконец наткнулся на статью на сайте радио Комсомольской Правды, где всю бытующую в народе теории о заимствовании мата у монголов разносят в щепки.
Оказывается родное слово из трёх весёлых букв происходит от слова хворостина, и родственно слову «хвоя».
Второе, хотя в речи и чаще встречается - от слово «блуждать, заблуждаться». Хотя такое объяснение я слышал ещё у дьяка Кураева, что его когда-то применил к певичке Мадонне на всю страну. Так же ныне опальный дьяк давал историческую справку, что и протопоп Аввакум говорил о сподвижниках Никона не иначе, как «никоновские бляди». Короче, хорошее церковное слово, получается:)
А вот по остальным филолог на радио (доктор филологических наук, профессор Михаил Осадчий) ничего не сообщил, а жаль. Так что секрет основного словца из анекдота про гонца из Пизы остается не раскрытым.
На самом деле матерные слова появились гораздо раньше, а запретными стали гораздо позже.
Как общеупотребимые слова превратились в запретные, отследить теперь крайне сложно. Зато хорошо известно, с какого момента они получили настолько широкое распространение, говорит специалист.
По словам Осадчего, обилием обсценной лексики в обыденной речи мы обязаны революции 1917 года. Именно после нее мат стал особенно популярен.
Дело в том, что разговаривать красиво и литературно в тот момент было не просто немодно, а даже опасно. Речь могла выдать принадлежность к дворянскому сословию или духовенству, а это могло означать смертный приговор. Поэтому даже те, кто был воспитан в самых строгих традициях, старались говорить, как простые люди.
Кроме того, своей «народностью» кичились и представители власти той эпохи. Именно они ввели моду на крепкое словцо, с помощью которого (а так же Кузькиной матери в секретных шахтах) и была налажена вся советская жизнь.
Теперь же молодежь считает речь без мата ... не искренней, и попросту не воспринимает серьезно таких персонажей. Вот такая хвоятень, товарищи!
Если есть, что рассказать, но только по теме и толковое - буду рад Вашим комментариям.