Найти тему
Гараж Автоклассика

Снова он урчит и ездит. Найден и воссоздан легендарный тягач АТ-Л

Более полутора лет понадобилось реставраторам из Запорожья для возвращения этого старого артиллерийского тягача в первозданный вид. Теперь машина выглядит так, будто только вчера покинула ворота Харьковского тракторного завода.

фото facebook/faetonzpua
фото facebook/faetonzpua

Эта машина мне известна с самого детства, помню, был у нас в посёлке такой тягач на задворках одного предприятия. Видимо когда-то давно его списали из армейских складов в народное так сказать, хозяйство, и выработав своё, брутального вида вездеход замер на вечной стоянке.

Там уже не было приборов, от мотора, помню, остался один блок цилиндров, но еще сохранились стёкла кабины и открывались двери, лазили мы по нему детишками, воображая что это – танк. Ведь тягач то гусеничный. Вскоре наступили голодные девяностые, и остов былого величия быстренько отправился в металлолом.

фото facebook/faetonzpua
фото facebook/faetonzpua

Увидеть сейчас живой АТ-Л, способный передвигаться своим ходом это нечто из области фантастики, практически все уцелевшие машины (их единицы) много раз побывали в сюжетах многих автообзорщиков.

Здесь ни с чем (на сегодняшний день) не сравнимый звук работы мотора.

Под капотом находится низкооборотистый двухтактный четырёхцилиндровый дизель ЯАЗ-204К с механическим нагнетателем воздуха. Мощность 135 л.с., зато крутящий момент в 461 Ньютон позволял тягачу уверенно идти практически по любому бездорожью, еще и тянуть за собой прицеп (орудие) весом до 6 тонн. В кузове могли ехать люди, там для этого были откидные скамейки, или можно было везти до двух тонн груза.

фото facebook/faetonzpua
фото facebook/faetonzpua

За время производства АТ-Л неоднократно модернизировался, повышалась его надёжность. Тягачи первых годов выпуска не могли похвастаться выносливостью и долговечностью, но с середины 1950-х ресурс до капитального ремонта увеличился до 25 тыс. километров. Правда, для этого требовалось идеальное обслуживание всех механизмов и строгое соблюдений инструкций по эксплуатации, чем у нас, естественно, никто не заморачивался.

фото facebook/faetonzpua
фото facebook/faetonzpua

В конце 1950-х тягачи начали понемногу списывать из армии, массово они шли в северные края на освоение труднодоступных районов, где хорошо себя зарекомендовали.

Запорожскому техническому музею «Фаэтон» очень повезло, ведь они нашли этот АТ-Л, где-то в Львовской области.

фото facebook/faetonzpua
фото facebook/faetonzpua

Машина, кажется, давно уже не ездила, тем не менее, была в неплохом для своих лет состоянии. Мне не известен год выпуска, но судя по боковинам капота, он был выпущен еще до модернизации 1957 года и смены индекса на АТ-ЛМ, так что старику, скорее всего, перевалило за 65.

фото facebook/faetonzpua
фото facebook/faetonzpua

Около полутора лет кропотливой работы мастеров дали свой результат, коллекция музея пополнилась легендарным и очень редким в наши дни экземпляром.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru