Для православных христиан, главнейшим христианским богослужением в церкви, во время которого совершается Евхаристия – является литургия. Литургия – в переводе с греческого – служение или общее дело.
Я не буду подробно разбирать порядок совершения Литургии. Кому интересно, то всё приводится в Чиновнике архиерейского священнослужения и в Служебнике.
Обратить внимание хочу только на первую часть литургии – на проскомидию.
Проскомидия в переводе с греческого означает – принесение или подношение. На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии.
Давай поподробнее разберём эти священнодействия.
Итак, как вы поняли, каждая литургия начинается с приготовления приношений – проскомидии, которую совершают в алтаре священник и диакон. Священник своими руками с помощью языческого копия символически приносит в жертву Агнца – Самого Спасителя и не кому-нибудь, а Его и нашему возлюбленному Небесному Отцу.
Происходит это так:
Кстати, здесь и далее я буду цитировать всё не на церковно-славянском языке, а на понятном современном русском.
Иерей берёт в левую руку Агничную просфору для приготовления Агнца, а в правую – копие и трижды творит копием знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».
Затем приступает к вырезанию из просфоры Агнца:
- режет с правой стороны печати со словами «Как овца на заклание Он был приведён»;
- режет с левой стороны со словами «И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих»;
- надрезает верхнюю сторону печати, произнося «В унижении Его в правосудии Ему было отказано»;
- надрезает нижнюю сторону печати, произнося «Но род Его кто изъяснит?».
Затем диакон возглашает: Подними, владыка.
Священник же, вонзив копие снизу с правой стороны просфоры, приподнимает агнец, говоря: «Ибо отторгается от земли жизнь Его».
Затем полагает вырезанного Агнца печатью вниз в центре дискоса – круглого блюда.
Диакон опять возглашает: Заколи Владыка.
После этого Агнец крестообразно надрезается с нижней стороны с произнесением слов:
Закалывается (то есть приносится в жертву) Агнец Божий, взявший на Себя грех мира, за мирскую жизнь и спасение.
Диакон снова возглашает: Пронзи Владыка.
После этого священник протыкает языческим копием правую сторону Агнца, произнося слова из Евангелия от Иоанна: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (от Иоанна, глава 19, стихи 34-35).
Итак, по произнесении этих слов в чашу вливается вино, смешанное с водой. Далее, на дискос устанавливается звездица. Затем дискос и чаша покрываются отдельными покровцами, а поверх одним большим покровом — возду́хом.
Затем иерей или диакон кадит перед Дарами. Иереем произносится молитва, в которой он от имени всех литургисающих просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть принёсших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его сделать достойным для священнодействия.
Опять же, я не призываю мне верить, ибо верить нужно только Богу. Сами найдите православный служебник по которому обязан служить весь клир церкви, и убедитесь.
Символическое значение проскомидии православные богословы объясняют так: Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник знаменует Вертеп, дискос — ясли, в которых был положен младенец Христос, звездица — Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был укрыт Богомладенец. Чаша, кадильница и фимиам знаменуют собой дары, принесённые волхвами. Творимые иереем молитвы и славословия знаменуют собой поклонение и славословие вифлеемских пастухов и волхвов. С точки зрения воспоминаний страданий Христовых, дискос символизирует гроб Господень (Усыпальницу Христову), покровы — погребальные пелены, а крестообразное разрезание Агнца и протыкание его копием символизируют распятие Иисуса Христа и излияние Его крови.
Ветхозаветные фарисеи просили Понтия Пилата распять Христа, поскольку Закон, данный через Моисея, запрещал им убивать.
Православным же пастырям Закон не писан, и им по-видимому позволено проводить кровавый жреческий обряд над символическим телом Агнца – Спасителя, Которому они на словах поклоняются и служат и икону Которого целуют на малом входе через час после того, как собственными руками принесли Его в жертву Собственному Отцу.
В Своё воспоминание Господь наказал всем христианам совершать именно то, что сказал и показал ученикам на пасхальной вечере: «сие творите в Мое воспоминание» (от Луки, глава 22, стих 19).
Но может быть у этого действия всё-таки есть какое-то основание в Священном Писании? Христос сказал ветхозаветным фарисеям: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (от Матфея, глава 9, стих 13),
а потом Своим ученикам: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (от Матфея, глава 5, стих 20). Спаситель говорит здесь о внешней жертве животных для разрешения грехов.
А что скажем о символической человеческой жертве? Можете ли вы представить апостолов Петра, Иоанна, Андрея
или любого другого из них, символически убивающего копием своего любимого Учителя, принося Его в жертву Его же Небесному Отцу, и называющего это священнодействием?
Хочу отметить, что Христос на пасхальной вечери причащал учеников Своими Телом и Кровью будучи живым, то есть до распятия. А сегодняшние священнослужители причащают прихожан Христом убиенным. Логики здесь нет никакой. И скажите, чем всё-таки отличается воспоминание от действия?!
Напишите в комментариях, где можно найти каноническое обоснование принесения Христа в жертву на проскомидии? В каком документе это прописано, чтобы досконально в этом разобраться?
Перелопатил кучу литературы и нашёл только, что до 14 века этого действия в нашей церкви не было. Именно действия, а не воспоминания. Помогите найти, либо спросите у знакомых богословов и профессоров.
Кстати, преподобный Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский и их ученики – подвижники северных монастырей и скитов не совершали такой проскомидии.
Надеюсь этот важный вопрос не затеряется в тонне суетного человеческого мусора.