Ваня родился в Мяделе, переехал учиться в минский нархоз, где его заметил стендап-комик Слава Комиссаренко и пригласил работать в Москве. Так он попал в проект Stand Up на ТНТ, благодаря которому стал популярным. Теперь Ваня живет в России и успешно гастролирует по постсоветскому пространству. Мы встретились с Ваней перед концертом в Минске и расспросили, почему стендап – самый классный жанр юмора, что заставит его вернуться в Беларусь и не смогли избежать вопросов о том, как писать шутки.
Про концерты в Беларуси и пошлые шутки
— ВО ВРЕМЕНА ТВОЕГО СТУДЕНЧЕСТВА СЛАВА КОМИССАРЕНКО ОРГАНИЗОВЫВАЛ СТЕНДАП-ВЫСТУПЛЕНИЯ ПОД НАЗВАНИЕМ CHEESECAKE FACTORY. ВСПОМИНАЕШЬ ТО ВРЕМЯ?
— Да, было прикольно. Когда видимся со Славой, мы иногда ностальгируем. Тогда мы выступали бесплатно, за какую-то идею. Стендап был новой штукой, мы пытались собирать залы, переживали, чтобы люди пришли. Когда Слава уехал в Москву, мы с Димой Нарышкиным, комиком из Минска, расклеивали афиши по корпусам нархоза, а моя староста нам помогала, я где-то искал скотч. Было прикольно. И прикольно, как это все переросло. Приятное чувство, что мы не зря всем этим занимались.
— У ТЕБЯ СЕЙЧАС БЫЛ ТУР ПО ОБЛАСТНЫМ ГОРОДАМ БЕЛАРУСИ. ЭТО ОСОБЕННЫЕ ДЛЯ ТЕБЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЛИ ПРОСТО ОЧЕРЕДНЫЕ ГАСТРОЛИ?
— В Минске выступления всегда были особенными из-за того, что приходит много моих знакомых, друзей. В октябре у меня было 2 концерта в ТЮЗе. На вечернем концерте было где-то 30 моих друзей, плюс мой батя с братом. Я как будто выступал перед всей своей жизнью в Минске. Поэтому к минским выступлениям всегда подхожу более ответственно. Если в других городах я не контролирую, как работает звук, как выстроен свет, то в Минске я все помогаю выставлять, проверяю.
В областных городах нет такого. Если в Минске приходит больше молодежи, которая в плане юмора моя аудитория, то в областных городах приходит много взрослых людей. Не знаю, с чем это связано. Я всегда думаю, что им вряд ли понравится все, что я скажу, потому что много пошлого. Я про [член], про [вагину] буду говорить, а там какие-то бабки сидят. Этот момент немного странный. Плюс нет этого чувства дома в областных центрах.
— ТВОЕМУ ОТЦУ ПОНРАВИЛОСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ?
— Да. Он, конечно, офигел с некоторых тем. Я еще как раз рассказывал монолог про то, что парнем быть лучше, чем девушкой. А там есть слова про член во рту, про месячные – много шуток не для отца и матери. Но прикольно понимать, что батя это слушает. По отзывам моих друзей, которые сидели рядом, он смеялся.
— МНОГИЕ КОМИКИ ГОВОРЯТ, ЧТО В БЕЛАРУСИ ЗРИТЕЛИ ПРИНИМАЮТ БОЛЕЕ БУРНО, ЧЕМ В РОССИЙСКИХ ГОРОДАХ. ЭТО ПРАВДА?
— Да, есть такое. Когда я выступал вместе с ТНТ-шными комиками в КЗ, они все отмечали, что в Минске выступать огонь. В Украине тоже. Возможно, это связано с тем, что к ним вообще мало кто приезжает. Хотя в провинции в России тоже. Непонятно вообще. Может, мы добрее?
— МОЖЕТ, НАМ СМЕХА НЕ ХВАТАЕТ?
— Может, смеха. А может, мало качественного юмора. Либо хочется повеселиться в Беларуси, отвлечься от этого всего.
Про юмор в КВНе
— У ТЕБЯ ЕСТЬ МНЕНИЕ, ПОЧЕМУ ИМЕННО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПОЯВИЛАСЬ ТАКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЖАНРЕ СТЕНДАП?
— Я не думаю, что появилась потребность. Просто кто-то наконец начал этим заниматься. Первые открытые микрофоны в Москве, в Минске появились лет 8-10 назад. Как раз тогда появился и Cheesecake в Минске. Наверное, это пришло из-за развития интернета. Люди наконец-то увидели какие-то американские спешлы, концерт Эдди Мерфи 1987 года, загорелись этим. Кто-то начал пробовать, все начало развиваться, дошло до людей, и все поняли, что это клево. Потому что более жизненно, что ли. В отличие от всех театральных штук типа КВНа. Там всегда есть элемент условности, когда кто-то играет шлюху, кто-то – мента. А тут ты это ты, говоришь о вещах, с которыми людям проще себя ассоциировать. Мне кажется, это идеальный юмористический жанр. Странно, что все не побросали КВН и не ушли в стендап.
«Стендап — идеальный юмористический жанр»
— ТО ЕСТЬ, ШУТКИ ДЛЯ КВН ТЫ БЫ НЕ СМОГ ПИСАТЬ?
— Да, это другой жанр. Сложно сравнивать. Как по мне, стендап самый мощный. Тебе не нужно ничего и никого на сцене, кроме микрофона. Ты просто трансформируешь свои мысли в юмор. Что может быть лучше? А в КВНе тебе нужен реквизит, еще 5 человек. Логичнее быть одному и прокачивать самого себя как комика, чем быть внутри какой-то команды. Другой вопрос, если ты развиваешься в этом и тащишь команду, когда ты создаешь ее сам, и это тебя качает. Тогда ты кем-то станешь или перейдешь в стендап-комики, как сделали многие в России.
— ТО ЕСТЬ, РАЗНИЦА В НАПИСАНИИ ЮМОРА ДЛЯ РАЗНЫХ ПРОГРАММ БОЛЬШАЯ?
— Да, конечно, подход разный. Вообще с КВНом странно связывать. Это же только в СНГ есть. У людей, которые его смотрят и играют в него, стопроцентно есть какое-то чувство ностальгии. Я не знаю, что будет дальше, но КВН точно загнется после смерти Маслякова и минимального тормозного пути. КВН уже стал хуже, это точно. На это многое повлияло, в том числе развитие интернета. Людям нужно платить бабки, чтоб поехать в Сочи, а потом еще платить, чтобы играть в сезоне. При этом редакторы говорят тебе, что не смешно, а что надо убрать. В общем, для меня удивительно, что люди играют в КВН, зная, что уже можно и не играть.
— СКОЛЬКО ДЛИЛАСЬ ТВОЯ КАРЬЕРА В КВН?
— Сложно назвать это карьерой, потому что я особо и не играл. В целом, где-то год-два. Я сыграл игр 15 максимум. И то, на каких-то лайтах.
Про подходы к написанию юмора
— ПРАВДА, ЧТО ПИСАТЬ ШУТКИ ГОРАЗДО ПРОЩЕ ПОД АЛКОГОЛЕМ ИЛИ ЧЕМ-ТО ПОТЯЖЕЛЕЕ?
— Нет. Поначалу может казаться, что если ты накуришься, то писать будет легче. Но нет. Под алкоголем вообще, по-моему, ничего не усиляется. Ты пишешь так же, как и трезвый, только отвлекаться будешь чаще. Я вообще под алкоголем не писал. Это не сильно популярно. Скорее, говорят про траву, что можно накуриться и писать.
— ТЫ ПРОБОВАЛ?
— Под травой пробовал писать. Но это только кажется, что так юмор будет лучше. Ты находишься в состоянии, когда все накуренные, вам прикольно, и из-за этого всех легче рассмешить. Кажется, что вы прикольно пишете и можно что-то придумать. Но по факту, когда ты уже трезвый смотришь на эти шутки, там, скорее всего, 90% будет всякая [ерунда]. Потому что ты был в другом сознании, измененном. Лучше писать трезвым. Ты же в жизни проводишь больше времени трезвый, поэтому полезнее учиться развивать этот скилл в трезвом состоянии. На сцене ты тоже трезвый. Не накуриваться же тебе постоянно.
— КАК ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЧТО-ТО ПИСАТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ WARCRAFT И «РИК И МОРТИ»?
— Да сложно, на самом деле. Так как я живу один, мне вообще невозможно сесть писать. Поэтому я использую специальную технику. Я с кем-то договариваюсь собраться в какое-то время и писать вместе. И все, ты повязан этой договоренностью. Значит ты пойдешь писать. Я этот лайфхак использую, чтобы [обмануть] мозг.
— С ДРУГИМИ КОМИКАМИ СОБИРАЕШЬСЯ?
— Да. Так можно хоть с тремя на день договориться. Вы собираетесь, по часу разгоняете, и за счет того, чтобы не подводить людей, у меня что-то создается.
— ПОЧЕМУ В КОММЕНТАРИЯХ ПОД ТВОИМИ ВЫСТУПЛЕНИЯМИ ЛЮДИ ГОВОРЯТ, ЧТО ТЫ МАЛО ПИШЕШЬ?
— Потому что так и есть, наверное.
— А ПОЧЕМУ ТЫ МАЛО ПИШЕШЬ?
— Так выходит, такой лайфстайл. Лень (смеется).
— ТЕБЯ ЭТО УСТРАИВАЕТ?
— Понятное дело, что лучше писать больше. Но бывает, что появляются какие-то полчаса, а я не хочу в это время писать. Это все от чувства комфорта. В ТНТ-шной основе много трудоголиков. Как Слава Комиссаренко. Я всегда поражался, как он может писать так много. У него очень много материала. А я больше на лайтах каких-то.