Найти в Дзене
Любовь Адушева

Как жилось в СССР. Из дневников памяти. Повенчанные судьбой

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

Глава вторая.

У каждого человека на Земле, в каждой семье есть достойные представители их рода - люди, которыми гордятся. Для меня это - мои родители, мои дедушки и бабушки, мои прадеды и прабабушки, жившие в разные эпохи: в эпоху самодержавия, капитализма и социализма. Будем свято хранить и помнить то, что знаем о них, о своих предках.

Моя бабушка - ПЕРШИНА АГРИППИНА МАРКОВНА, родилась в семье ремесленника и домохозяйки.

Дед бабушки - мой прапрадед НЕСТЕРОВ АВЕРЬЯН был бондарем- ремесленником, мелким производителем, работающим на дому. Он делал из полос дерева на продажу бочки, кадки для воды и солений, ушаты, лоханки, шайки для воды или для хранения сыпучих продуктов.

Картинка из интернета. Бондарь за работой в своей мастерской.
Картинка из интернета. Бондарь за работой в своей мастерской.

На бондарные изделия, особенно на крупную посуду - бочки, кадки,лоханки, которые использовались в хозяйстве, всегда был высокий спрос.

Бондарь за изготовлением бочки. Картинка из интернета.
Бондарь за изготовлением бочки. Картинка из интернета.

Труд бондаря был уважаемый и ценился высоко, поэтому семья жила зажиточно. Прапрадед НЕСТЕРОВ АВЕРЬЯН имел низшее техническое образование, как ремесленник в дореволюционной России.

Дочь моего прапрадеда, моя прабабушка - НЕСТЕРОВА УСТИНЬЯ АВЕРЬЯНОВНА была состоятельной горожанкой. Она была красивая, всегда носила дорогие украшения. У неё были богатые платья и сарафаны из шёлка, парчи и из тафты, современного модного кроя.

На фото : крайняя справа Устинья Аверьяновна, в центре - её дочь, моя бабушка Агриппина Марковна  Першина (в девичестве Нестерова).
На фото : крайняя справа Устинья Аверьяновна, в центре - её дочь, моя бабушка Агриппина Марковна Першина (в девичестве Нестерова).

УСТИНЬЯ АВЕРЬЯНОВНА занималась организацией и проведением свадеб и торжеств. Её приглашали в богатые дома проводить праздники. Она была хорошим организатором. Дома у неё был богатый иконостас и дорогая лестовка из натуральной кожи. Её перебирали пальцами, считая молитвы.Были дорогие церковные книги.

Замуж она вышла за СИТНИКОВА МАРКА, моего прадеда. СИТНИКОВ МАРК был стеклодув. Он тоже был ремесленником, но работающим на кустаря-скупщика. Стеклодувный цех, как потом он назывался после революции, ( как мне говорила мама), находился на улице Тагильский Криуль. Много позже в этом здании размещалась фабрика ёлочных игрушек.

Уже в наше время руководство города посчитало ненужным сохранять исторический памятник: эти здания - бывшие помещения купца Волкова, который имел дрожжевое и пивоваренное производство. Здание отдали на слом, и на этом месте построили Новоапостольскую церковь. От купеческих зданий сохранилась только часть механических мастерских в заброшенном виде.

Бывшее Волковское здание, в котором размещались механические мастерские и, возможно, дореволюционное стеклодувное  производство.
Бывшее Волковское здание, в котором размещались механические мастерские и, возможно, дореволюционное стеклодувное производство.

Стеклодувное производство - одно из самых тяжёлых ремёсел. Основателем его стал князь Меньшиков. Центром стеклодувного производства был г.Клин. В этом подмосковном краю были богатые залежи кварцевого песка, без которого невозможно изготовление стекла. Стекло - прозрачный, твердый материал, получаемый из кварцевого песка и окислов ряда металлов. Труд стеклодува называли "пустяшным ремеслом".Даже в наше время, при современном оборудовании есть очень мало мастеров-стеклодувов. И теперь это очень тяжёлый труд, опасный для здоровья.

Стеклодув формирует изделие из стекла на духовом ружье выдувкой.(Картинка из интернета).
Стеклодув формирует изделие из стекла на духовом ружье выдувкой.(Картинка из интернета).

От тяжёлого труда прадед Марк умер рано, в 50 лет. У меня сохранился графинчик того времени, его мне отдала мама, это память о прадеде.

У прадеда СИТНИКОВА МАРКА и прабабушки УСТИНЬИ АВЕРЬЯНОВНЫ было семь детей: две дочери и пять сыновей. СИТНИКОВ ГРИГОРИЙ МАРКОВИЧ служил в Красной Армии, затем работал на заводе №63(теперь ВМЗ) кузнецом. Занимался профессионально разведением голубей, это была его страсть. СИТНИКОВ ИВАН МАРКОВИЧ - окончил земскую школу 7-летку и училище №59. Он работал на извозе: зимой на лошади развозил по заказу продукты, дрова, а летом - работал пастухом. Промышлял охотой на белок. Как сейчас бы сказали, работал на себя, был "самозанятым" СИТНИКОВ АЛЕКСАНДР МАРКОВИЧ (1903г.р.), окончил земскую школу 7-летку. Был мобилизован в Красную Армию. Служил в Киеве. Работал с 18 лет на заводе №63 электриком. Был художником-самоучкой, Разрисовывал клеёнки на заказ. СИТНИКОВ ПАВЕЛ МАРКОВИЧ (1919г.р.) С 1937 по 1939 гг. служил в Красной Армии.После армии женился, имел семью. В 1941 году призвали на войну. Пропал без вести, предположительно, на Ленинградском фронте. Его имя в Книге Памяти Нижнего Тагила. СИТНИКОВ ВСЕВОЛОД МАРКОВИЧ . Работал на заводе №63, большой грамоты не имел.Женился на староверке.Детей у них не было, но его жена (мы её звали тётя Феша) очень любила нас, детей, и без гостинцев к нам не приходила. После её смерти, уже учась в институте, я была в доме, где они жили - на Заречной.Дед Всеволод подарил мне маленькую старообрядческую старинную иконку, бронзовый складень и медную чернильницу. Складень и чернильницу у меня попросили в дар, теперь жалею о своей глупости - отдала домашнюю реликвию. В память о нём у меня есть ещё сливочник фабрики Кузнецова . Его мне подарили после смерти деда Всеволода. Сестра бабушки - СИТНИКОВА АЛЕКСАНДРА МАРКОВНА, жила недалеко от нас на Тагильской улице. Она была домохозяйка, воспитала сына и дочь. Был у неё муж - дед Ваня. Он был машинистом паровоза. Небольшого роста, ноги колесом. Я, маленькая, всегда смотрела на него и удивлялась: как это он может забираться в кабину паровоза? - чудно! Вообще, люди они были хорошие, добрые, весёлые. Я часто к ним ходила в гости. Приду, - а они за столом чай пьют с пирогами. "Ну, вот, Любушка пришла! Хорошо что к столу." И принимались меня усаживать за стол и угощать пирогами. Я говорила, что только что кушала с бабушкой, но отказ не принимался. Из своей комнаты выходил их сын Герман и строго командовал: "Ничего не знаю, иди пить чай, у мамы пироги вкусные". Сестру Геры звали Зина, она умерла молодой, даже не успела создать семью.Родители трудно пережили это горе. Гера закончил машиностроительный техникум, потом попал служить на Флот, и вместо четырёх лет отслужил почти шесть - был откомандирован на Кубу.Баба Шура постоянно слушала новости по радио. ( Телевизоров тогда ещё не было.) "Тарелка" всегда была у них включена, потому что от Геры письма приходили очень редко, и адрес был простой - г. Москва, в/ч. Ждали каждый день его домой, были рады его возвращению. После Армии Гера работал на ВМЗ. Баба Шура прожила тоже нелёгкую, но долгую жизнь.

Моя бабушка Першина Агриппина Марковна (1957г.) с внуками.
Моя бабушка Першина Агриппина Марковна (1957г.) с внуками.

Моя бабушка родилась в 1899году за год до окончания 19 века. Жила при Николае II, затем при Ленине В.И., Сталине И.В., Хрущёве Н.С.,Брежневе Л.И., и далее - при Андропове Ю.В., Черненко К.У.,Горбачёве М.С. Умерла в 1989году. Жила в разные эпохи: самодержавия, капитализма, социализма.Пережила, как и дед, Гражданскую и Великую Отечественную войны. Первого её мужа (Корлякова) забрали в солдаты прямо из-за свадебного стола. Через три дня бабушка узнала, что его убили. Была Гражданская война. Не став женой, сразу стала вдовой. В 20 лет её решили сосватать за такого же бездетного моего деда, ему было уже 40 лет. Они прожили вместе 32 года, у них родились 5 дочерей. Одна девочка - Зоя, умерла в младенчестве от кори. Её похоронили на кладбище напротив Детского дома №1. Сейчас этого кладбища нет , остались только бугорки от могил, которые теперь безымянные. Почти вся площадь кладбища застроена частными домами. Внизу, у пруда были дома "Жилпотребкооперации", квартиры там получали также, как сейчас по ипотеке, и также, как сейчас бывает, людей обманули, деньги не вернули. Бабушка с дедом и детьми переехали в дом на улицу Тагильский Криуль. Там жила её тётя - Лукерья Аверьяновна с мужем по фамилии Орёл. Этот дом ( один из трех купеческих) он купил, а впоследствии переписал его на моего деда, уехав жить в Екатеринбург.Так этот дом стал нашим родовым гнездом. Всем своим детям бабушка и дед дали образование. Бабушка прожила 90 лет, хотя труд домохозяйки был нелёгок. Жили натуральным хозяйством, - сами делали сметану, творог, выращивали бычков на мясо. Большой надел земли требовал каждодневной трудоёмкой работы, прежде чем отблагодарить богатым урожаем. Иногда мы с бабушкой продавали зелёный лук. Ставили на тачку корзину для белья(решётку), в неё клали большие , перевязанные нитками пучки свежего ароматного лука и везли к большим домам. Долго не стояли, потому что бабушка продавала недорого, за что ей выговаривала наша соседка тётя Дуся. В те времена бытовой техники не было. Только водопровод провели в огород для полива, воду для приготовления пищи носили в ушатах, а позже в вёдрах на коромысле из колонки с улицы Больничной или с реки.

Так носили воду на коромысле в ушатах. Картинка из интернета.
Так носили воду на коромысле в ушатах. Картинка из интернета.

Стирали бельё в корыте на доске: большое белье и половики, одеяла стирали на реке на плоту.Там же могли и сушить или сушили во дворе либо в огороде.Бельё носили полоскать и стирать на речку в решётках(решете) или в плетёных из ивовых прутьев корзинах.

Стирка и полоскание белья на плоту на реке.Картинка из интернета.
Стирка и полоскание белья на плоту на реке.Картинка из интернета.

Гладили бельё на столе рубелем, которым катали бельё, закрученное на скалке. Рубель или валёк - это длинный, плоский, слегка выгнутый по одной стороне ребристый брусок с рукояткой для катания белья на скалке. Позже появились чугунные утюги, которые нагревали в печи, а также духовые утюги, нагревающиеся изнутри от углей.

Решётка(решето) для переноски белья, плетёная из луба.Картинка из интернета).
Решётка(решето) для переноски белья, плетёная из луба.Картинка из интернета).
Рубель или валёк и скалка с накрученной на неё  тканью. Утюги: чугунный и духовые.(Картинка из интернета).
Рубель или валёк и скалка с накрученной на неё тканью. Утюги: чугунный и духовые.(Картинка из интернета).

Пищу готовили в русской печи.В чугунках варили супы, каши, мясо, рыбу. В печь их ставили ухватом - нужна была сноровка и сила, чугунки были тяжёлые.Молоко пропускали через сепаратор, чтобы разделить его на составные части : сметана, сыворотка. Сбивали масло, делали творог. Вместо мясорубки были сечка и корыто. Мутовкой замешивали тесто, взбивали, как миксером.

Корыто и сечка для рубки мяса и капусты.Картинка из интернета.
Корыто и сечка для рубки мяса и капусты.Картинка из интернета.

Хлеб пекли свой в русской печи.В выходные дни и в престольные праздники пекли разные пироги. Бабушку часто просили помочь напечь пирогов на свадьбу и для торжества, все знали, что она хорошая стряпуха. Чай пили из фарфоровой посуды фабрики Кузнецова. Была и другая посуда этой фабрики: тарелки, сливочник, кувшины, сахарница. Половицы в доме были из толстых досок, белёные. Их натирали щётками с песком. Со временем их покрасили. Всегда на полу в комнатах были самотканые половики. В горнице стояли: посудный шкаф ручной работы из красного дерева, такие же, из красного дерева ручной работы, круглый стол и угловой столик с резными ножками. Такая мебель требовала хорошего ухода и времени.

Бабушка была человеком верующим, ходила в церковь, но дед был против, как она говорила, потому что он был "политический".Несмотря на их разногласия, она соблюдала церковный канон, знала все молитвы, читала церковные книги и обязательно посещала церковь в престольные праздники. Всех своих внуков она крестила дома, приглашала священников для выполнения этого таинства. Уже в конце своей жизни бабушка стала редко ходить в церковь. Вспомнилось мне, как однажды (мне было лет девять) мы пошли с ней в церковь. Почему-то она в тот день не смогла пойти к утренней службе, наверное из-за нас, детей. Мы пришли в храм на Вые. Служба уже заканчивалась. Бабушка зашла в церковную лавку, купила свечи, заказала молитвы и спросила есть ли священник сейчас в церкви.Ей сказали, что он только что ушёл домой, и если ей что-то очень нужно, то можно зайти к нему домой, он разрешает. Мы пошли.Я помню, это была улица Пароходная. Я спросила, почему так называется? Бабушка мне рассказала про паровоз Черепановых.Так весело рассуждая, мы подошли к красивому бревенчатому дому на пять окошек со ставнями. У дома был большой крытый двор с красивыми воротами и калиткой. Бабушка тихонько постучала в окно. В окне отдёрнулась занавеска, и показалась чья-то голова.Человек махнул головой и опустил занавеску. Спустя несколько минут, открылась калитка, - и я увидела попа в чёрной рясе без головного убора.Я встала поодаль, чтобы не слушать разговор бабушки и священника. Нас так воспитывали : дети не должны подслушивать разговоры взрослых.Разговор был недолгим, бабушка о чём-то договорилась, наверное о какой-то службе на дому для кого-то. Мы пошли домой. Я спросила её: есть ли Бог и верит ли она ему. Её ответ меня удивил. Она сказала: "Бог есть или нет - никто не знает, никто его не видел, а попы - обманщики. Вот этот батюшка нам в церкви говорит что нельзя делать, а сам нарушает. У него дочь гинекологом работает и нарушает заповедь - участвует в детоубийстве. Как это?" Больше я ничего о вере не спрашивала, но с той поры она стала реже ходить в церковь, только молилась дома, зажигала свечи.

Моя бабушка, ПЕРШИНА АГРИППИНА МАРКОВНА, была умной, лёгкой в общении, заботливой, домовитой, настоящей мамой своим детям и чудесной тёплой бабушкой. 37 лет она прожила без деда после его смерти, помогла вырасти всем нам:её внукам и внучкам. Когда выросли её дети, она пошла работать, как дед, на железную дорогу. Была дежурной по переезду. В 67 лет ушла на пенсию. Она обладала хорошим юмором. Помню, пришла домой и сказала всем: "Ну, вот пенсию получила, и новые зубы выдали", - и засмеялась, показав пластмассовые коронки.

Так судьба повенчала двух человек, моего деда ЕВСТИГНЕЯ ОСИПОВИЧА и мою бабушку АГРИППИНУ МАРКОВНУ, корни и предки которых из разных концов России. Она обрекла их на трудную, полную испытаний, но счастливую жизнь в любви и согласии на долгие 32 года, проведя их вместе через эпоху становления большевистской власти, через трудные годы времён правления Сталина И.В. , через две войны в эпоху социализма.

И это - история моей семьи в истории моей страны - РОССИИ.

История о моих предках по линии моего отца-сибиряка - в следующей главе.

© Адушева Л.П. 2020г.