Найти тему

Тибетский буддизм: Ступени постижения Пустоты

В жизни мы сталкиваемся с множеством различных болезненных переживаний, таких как неудовлетворенность, страх, беспокойство, депрессия, тоска, горечь, скорбь, печаль и многое другое. Хоть все эти негативные переживания кажутся разнообразными, их все можно отнести к категории страха.

Подобно звуку хлопка, для создания которого необходимо соединение вместе двух ладоней, все наши страхи и горести создаются двумя факторами – внешними и внутренними. Точно так же, как для звука хлопка нужны обе руки, так и внутренние и внешние факторы отвечают за создание всех наших страхов и проблем. Для устранения звука хлопка нужно убрать одну из рук. Аналогичным образом, чтобы устранить все наши страдания, нам нужно убрать или внешние факторы, или внутренние. Наша реальность такова, что нет никаких способов полного устранения всех внешних факторов, которые могут нас побеспокоить.
Если мы хотим избавиться от страданий раз и навсегда, то единственный способ – это устранение внутреннего фактора, который в данном примере представлен второй рукой.

Это неизменно приведет нас к двум вопросам: что является внутренним фактором и как от него можно избавиться раз и навсегда?

Внутренний фактор – это особый вид неведения, который также называется “неведением цепляния за я” (или неведением, цепляющимся за подлинное существование). Это неведение заставляет все вещи казаться существующими объективно, то есть будто существующими сами по себе, тогда как на самом деле все вещи и явления существуют только через проекцию нашего собственного ума. Это можно легко объяснить по аналогии со спящим человеком, который воспринимает все происходящее во сне как действительно существующее, то есть будто полностью независимое от своего ума. Тогда как на самом деле все происходящее во сне существует только от субъекта, которым в данном примере является видящий сновидение ум.

Отрывок из статьи "Ступени Постижения Пустоты" Геше Дордже Дамдула