ВТОРАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА О ПРИЧИНЕ СТРАДАНИЙ
Причиной страданий является наша вера в неизменность и в вечность нашего “я”. Получается, что мы находимся в плену у самих себя и всех окружающих нас вещей. Мы верим в то, что наше существование – истинное. Нам ошибочно кажется, что все явления существуют независимо, сами по себе, но это не так. Явления возникают из причин и условий, и они всё время изменяются. Мы всего этого не видим, но видим только то, что у нас перед глазами, и понимаем увиденное сквозь призму концепций нашего собственного ума. На основе этого мы постоянно совершаем как разрушительные, так и созидательные поступки, которые приводят либо к страданиям, либо к обыденному мимолетному счастью, которое непременно закончится. Таким образом, причина наших страданий кроется в неведении, под которым понимаются загрязнения нашего ума.
ТРЕТЬЯ ИСТИНА О ПРЕКРАЩЕНИИ СТРАДАНИЙ
Будда сказал, что все страдания можно прекратить раз и навсегда. Под этим подразумевается устранение неведения, которое кроется в вере в истинное и нерушимое "я". Если мы избавимся от этого заблуждения, то устраним все омрачения нашего ума и, тем самым, достигнем природы будды, которой обладают все живые существа. Таким образом, мы разорвем порочный круг перерождений, известный под термином самсара и достигнем нирваны – освобождения.
ЧЕТВЕРТАЯ ИСТИНА О ПУТИ
Сказав, что все страдания можно прекратить, Будда дал подробные пояснения о Пути, ведущем к прекращению всех страданий раз и навсегда. Он дал конкретные методы, следуя которым можно положить конец всем страданиям и достичь состояния всеведения. Указанный Буддой путь состоит из восьми правил и называется «благородным восьмеричным путём» – это путь преобразования нашего собственного ума.