Найти тему
якабито смотрит анимэ

Анимэ не только про квантовую теорию: Noein: Mou Hitori no Kimi e

Оглавление

ノエイン もうひとりの君へ

ノエイン もうひとりの君へ
ノエイン もうひとりの君へ

Жанр: #сейнен #sci-fi
Выходил: октябрь 2005 – март 2006
Английское название: «Noein: To Your Other Self»
Русское название: «Ноэйн»
24 эпизода
Оценка: 7-8 из 10

Что такое будущее идиот и как с ним бороться?

Краткое описание

Дружная компания двенадцатилеток отправилась ночью на кладбище «испытывать храбрость». Но что-то пошло не так, и храбрость испытывать действительно пришлось – вдруг появился какой-то дядька весь в чОрном и попытался похитить одну из участниц, девочку по имени Каминоги Харука. Правда, что-то сразу пошло не так, и другой не менее чОрный дядька что-то ему помешал, Харука вообще-то вспомнила, что одного из них уже видела (хотя и считала это галлюцинацией). Да ещё не понятно, за ней ли они охотятся или за мальчиком Гото Ю, по которому она вздыхает, не отдавая себя пока отчёта. Плюс дядьки мешают себе сами, рассказывая странные истории про будущее и параллельное измерение Ла‘крима… В общем, всё крайне сложно. И вся беда с чёрными, измерениями, прошлым и будущим только начинается. Впрочем, собственно сериал начинается чуть раньше, да намного более мирно и просто.

История просмотра

Опять же, где-то как-то были рассуждения, сравнивающие «Бокурано», которую я не так давно посмотрела, но оценила весьма низко (на 5 из 10, если кому интересно). Мол де и то, и другое про детей, попавших в безвыходную фантастическую ситуацию. Ну, и что в качестве подобных на моём любимом AniDB указаны прекрасный «Dennou Coil», чуть менее прекрасный «Ima, Soko ni Iru Boku» и так себе, но крайне нашумевшие «Врата Штайна» - меня заинтересовало. Чисто для справки, как видно, из этих четырёх у меня есть обзор только на один сериал, хотя смотрела все. Причины разные: «Бокурано» мне мало понравился, не зажёг желания писать обзор. Про «Штайна» всё сказано и без меня, и опять же – не особо понравился. А «Виток» хорош настолько, что сразу написать не смогла, а сейчас – разве что пересматривать. Ну, и опять же – когда я его смотрела, он был весьма на слуху. Впрочем, в сторону воспоминания старины далёкой, поговорим про «Ноэйн».

Технические аспекты

Нарисован он, честно скажу – очень интересно. С одной стороны – у нас тут классическая, добротная, даже красивая анимэшная картинка. Множество красивых фонов, приятный дизайн персонажей, причём довольно реалистичный. В смысле, что у двенадцатилетних девочек женская фигура начинает формироваться, но «килограммами сюжета» не поражает, а у взрослых тётенек фигура взрослая. Люди кто потощее, кто покорпулентней. И так далее. На трамваях картинки, в городе реклама висит. То есть всё отлично. Но тут уже странность: с некоторыми персонажами какой-то не совсем понятный «перебор»: то у Харукиной мамы яркая помада трёхсантиметровым кольцом вокруг рта. То некоторые персонажи типичны до карикатурности. Ну, скажите на милость, вот кто в Корияма-сан не опознает неудачливого оперуполномоченного? Такого типичного опера, который предан делу. Или Шинохара – разве это не карикатура? Как и один из профессоров.

Когда же дело доходит до товарищей из Ла'кримы – то всё совсем плохо. Нормальная совершенно Тоби. Нормальные Косаги и Амамику. Вполне нормальные Фукуроу и с определённой натяжкой Карасу. Но Атори?! Это что?

В других случаях – дизайн вроде почти нормальный, но откровенно неприятный. Пожалуйста, избавьте меня от крупных планов Харукиного папашки. Дурные глаза у него какие-то. Не подходящие. Вообще, с глазами там много проблем, но об этом чуть позже.

С другой стороны – у нас есть переходы в стиль чуть ли не слегка раскрашенной (а то и вовсе чёрно-белой) манги. И они тоже нарисованы в большинстве своём очень здорово. Но тут и возникает одно «но»: чаще всего совершенно понятно, для чего такой эффект. Что подчёркивается сменой стиля. Но местами – нет. Тем более – местами совершенно не понятно, отчего возникает эдакий промежуточный стиль. Когда нарисовано, но… не дорисовано. Не дораскрашено, не допроработано. Особенно в таких случаях удивляют глаза. То ли это какая-то глубокая мысль режиссёра, которая до меня не дошла, то ли поленились, сроки поджимали или ещё что. В общем, какое-то ощущение… неконсистентности. И, безусловно, все эти ла'кримовцы в плащах из под которых торчат тонюсенькие ножки. И Атори. И неподвижный то ли огромный берет, то ли шевелюра Квины. Это что – сёнен? Опять не понимаю.

С третьей стороны – в плане фантастики у художников фантазия на десять баллов. Одни боевые машины Шангри-Ла чего стоят. Причём я не только об их безумном виде, хотя это уже десять баллов. Но и такие мелочи, как изменения выражения их лиц. Или совсем мелочи, вроде то ли лампочки, то ли капельницы в стандартной каюте ла'кримовского Рыцаря Дракона. Определённо, фантастика безумна и шикарна, эпизоды вне Нихонии начала 21го века смотреть – одно удовольствие!

С аудиальной составляющей всё даже просто отлично, без претензий. Да, конечно, из моих любимых тут только Хонда Такако-сан. Но это не претензия. Та же Кудо Харука – Харуку же сыграла прекрасно, например. Опенингов и эндингов всего по одному, зато опенинг от «Эйфониус», а эти ребята много где засветились, даже в обожаемой мною «Сола». И главное – в те времена было не принято пренебрегать фоновой музыкой. Её много, и она отличная. Не две-три мелодии, и не наигранные одним пальцем на синтезаторе. Всё серьёзно и красиво.

Подводя итог – с технической точки зрения всё очень сильно, но местами слегка режет глаз.

Претензии к сюжету

Теперь перейдём к претензиям по сюжету. Сразу отмечу – сюжет в целом силён. И в философском смысле и, что важно – это действительно довольно таки твёрдая НФ. О чём поподробнее я расскажу, когда перейду к восторгам, а сейчас замечу: хотя в целом авторы довольно плотно держатся избранной НФ-концепции, но кое-где в ней таки плавают и немного забывают, что сказали раньше. Самый яркий пример – в начале и в конце: если в начале Рыцари Дракона озабочены тем, чего в процессе очередной драки разворотили и восстанавливают, чтобы обитатели этого мира не заметили результатов их шалостей, то к финалу всё восстанавливается само собой. В общем-то как-то обосновать можно и тот, и другой подходы. В смысле, что если мир у нас устроен так, то это делать надо. А если эдак – то само собой. Но вместе они не сочетаются.

Понятное дело, что в физике они тоже кое-чего наворотили бредоватого, но, скажем так: по крайней мере мне, с моим неплохим, но всё же не кандидатским знанием физики надо будет хорошо пересмотреть сериал с блокнотом и порыться в научной литературе, освежить память, чтобы объяснить, где они тут путаются. А так – чую подвох, но доказать не могу. Но надо учитывать: подвох таки почувствовать можно.

В некоторых местах авторы просто откровенно путаются. Без всякой науки. Самый заметный и самый идиотский пример: шесть кораблей расположены по кругу с горой в центре. Они включают связь по принципу full-mesh, то есть каждый с каждым. Нам показывают вид сверху и мы наблюдаем… пентаграмму! Где, ёлки-палки, шестой корабль?! Не надо мне тут на ходу изобретать оправдание, мол, шестой – командный и в этом не участвует. Это объяснение, конечно, но пост-фактум. Типа так и задумано. Нет, всю дорогу говорили о шести равнозначных – значит извольте шесть равнозначных. Или вы пять от шести отличить не можете? В общем, такие косячки тут тоже есть.

Но главная моя претензия – это персонажи. И, отдельным подпунктом – подспудно лежащая философия. С неё и начну. Я, конечно, понимаю, что всех можно понять, все где-то люди хорошие, по крайней мере – были когда-то. Но всепрощенчество мне откровенно не нравится. А здесь оно не просто есть, но и довольно лихо замаскировано. Понимаете ли, ладно с тем, что я как-то могу поверить, что из довольно неприятного мальчишки может вырасти замечательный человек. Если его, так сказать, правильно воспитывать. Но уже – если правильно воспитывать. И то, как-то верится в это не всегда. Эх, сложно без спойлеров, но, скажем так: ни одна из судеб, которые нам показаны в качестве возможных будущих товарища Ю мне достоверной не представляется. При этом, что характерно, варианты судеб остальных героев нашей компании подростков – вполне достоверны. Все из показанных против ни одного из показанных, согласитесь – это как-то уже напрягает? А всепрощенчество на этом не останавливается, и в общем-то, если бы один из крайне неприятных персонажей не выжил бы – ну-у-у-у… последствия были бы намного печальнее. Или совсем печальны. Ну ёлки-палки, нам эдак подсовывают, мол то, что его в процессе не убили – это хорошо! Раздража-а-ает.

И, собственно, о персонажах. Я в общем-то согласна мириться с «они же дети» в случае, когда Харука не понимает сути конфликта с Аи. Ну, у них сложный возраст и Аи чуть ближе продвинулась к восприятию концепции любви и, соответственно, ревности. И, я, конечно, понимаю, что происходящее бьёт их пыльным мешком по головам, и они поначалу тормозят и не верят в реальность происходящего. Но кто там, прямо в сериале, прямым же текстом заявил, что дети адаптабельнее взрослых? Так что ж у вас эти дети тормозят так задорно и с музыкой?! Впрочем, некоторые взрослые тормозят не хуже, хотя вроде бы им всё по полочкам разложили. Так или иначе, Харука по началу страшно бесит своим торможением. И даже не в вопросе осознания ситуации, хотя казалось бы чего проще, ей-то объясняют больше и чаще всех. А каким-то таким именно впаданием в ступор: «Ю…» Что «Ю?..» Знаешь сколько смешных рифм на «..ю?» Сказать что-то надо. Или сделать. Причём она может, может. Но впадает в ступор.

Понятное дело, что бешеного психа Атори хочется убивать немедленно, а он всё не убивается и не убивается. Доводит до белого каления, ну сколько уже можно, как у вас так получается, что куда более симпатичные Рыцари Дракона умирают за пять минут, а этот всё живёт и живёт? Опять же, можно сказать, что он и вообще крут, и вообще с детства ветеран боевых действий, но бесить при этом он не перестаёт и желание отправить его в небытие никуда не пропадает. А нам приходится всё снова и снова видеть эту сволочь на экране.

Да, повёрнутая на оккультизме и дурная сплетница Михо меня тоже откровенно раздражала, я бы с такой дружить не стала. Нет, без всякого издевательства, просто держала бы её на расстоянии и уж точно не слушала бы. Но, в общем-то понимаю, она хоть и дура фантастическая, но человек незамутнённо-хороший. Так что общаться с ней можно и где-то даже иногда приятно. Но за голову хвататься будешь регулярно.

Да, парочка Курияма-Учида меня тоже слегка раздражала. Курияма никак не может понять, а Учида никак не может объяснить. Кстати, это же касается Амамики: вроде бы учёная девушка, а объяснить Харуке концепцию не может, хотя я уверена, что тут хватило бы одной картинки (которую нам-то показывают по три раза на серию). С пояснениями, конечно, но Харука бы сразу поняла. Что за странное торможение со всех сторон?

Ну, и на закуску – собственно наш Гото Ю. Я прекрасно понимаю, не самый плохой парень, друг детства, не хулиган и всё такое. Почему они с Харукой друг-в-друга влюбляются – совершенно не удивительно. Но ёлки-зелёные, я давненько не видала такого омерзительного тряпко-куна. По три раза на серию на его унылые вопросы: «ах, почему?» хочется визжать: «потому что ты баран и тряпка!» и надавать ему живительных пинков в нужном направлении. Физических, полновесных, раз эта слизь не понимает слов. Да-да, я понимаю, по нему там мамаша катком ездит, размазывая его в ту самую плоскую тряпочку. Так что можно понять, отчего это именно тряпко-кун. Но опять-таки, понимаю. ОК. Делать что-то с этим надо? Слов оно не понимает. Значит – живительных пинков. От души. И вот я не верю, что из него что-то достойное вырастет.

Есть тут один момент, отчасти парадоксальный. Дело в том, что во всех этих недостоверных вариантах развития судьбы гражданина Ю – у получившихся персонажей есть одна общая черта: феерическая упёртость, совершенно баранья и способная прошибать стены. То есть если он себе что-то в голову вбил – то в рамках этой идеи своротить с пути невозможно. Вообще, это безумно здорово – такая черта. Но вот в чём анекдот: «наш» Ю, то есть момента начала сериала – в качестве идеи имеет «я маленькое, ничтожное, ни на что не способное и ни к чему не способное чмо, отстаньте все от меня». Вы понимаете, что вот при такой упёртости – чтобы свернуть его с этой идеи нужно нечто супер-сверх-ординарное. Так что… ну, вероятность есть у любого события. Но, блин, не знаю. Меня он откровенно бесит.

Прекрасное в сюжете

Ладно, не будем о грустном. Поговорим о хорошем. И начнём с того, чем закончили. То есть с вероятностей. Как я уже говорила, в данном случае сериал очень хорош и близок к твёрдой НФ потому, что действительно неплохо оседлал вероятностную концепцию событий и с куда большим пониманием дела ссылается на квантовую теорию. Что ещё надо поставить ему в плюс: они умудрились избежать таскания бедного кота! То есть без упоминания того самого эксперимента не обошлось. Но сумели обойтись и без полоскания имени Шрёдингера, и без кота. Без коробки не удалось, но и то славно.

Вообще интересно: нарисована довольно забавная картина экспоненциального роста параллельных миров. То есть каждый квант времени порождается бесконечное количество Вселенных, соответствующих всем возможным состояниям текущей. Вселенная, где я оторвалась на этом моменте взять сигарету и где не оторвалась. Где в этот момент у меня за окном завыла собака и не завыла. (И где не оторвалась и не завыла, и где оторвалась и не завыла). Ну, идея понятна? В следующий квант времени каждая из этой бесконечности порождает бесконечность своих вариаций. И так далее. И в общем-то с этой позиции не сходят.

Тоже, что редкость – объяснено, почему вообще в случае квантовой теории мы упираемся в неопределённость и значение самого факта наблюдения. Это как раз объяснили доступно и на пальцах. Что, прямо скажем, большая редкость вообще для художественных произведений. Дальше там, правда, начинается уже довольно странная фантастика, прямо скажем – явно авторы не вынесли научного накала. Но в общем и целом – лично я очень довольна глубиной погружения авторов в тему и качеством освещения её. Да, повторюсь, что авторы плотно сидят на своей теории мироздания – это тоже огромный плюс.

Однако, НФ-составляющая – здесь не единственная прекрасная вещь. Вот, например, я, конечно, ругаюсь на торможение персонажей. Но по большому счёту – здесь есть и неочевидный плюс. Стереотипичность, ограниченность мышления людей. Им сложно воспринимать, извините за тавтологию, сложные концепции. На чём в общем-то и неплохие сюжеты построены. Правда, я так и не поняла, с какого перепугу вся толпа народу, в том числе те, кто как раз вполне понимают концепцию вот этой мульти-Вселенной – постоянно называют параллельные миры иллюзией? Ну где это иллюзия, когда это точно такой же существующий мир? Да, это не твой мир. Но это и не морок, он именно что параллельный. Ну, да ладно.

Кстати, миры Шангри-Ла и Ла’крима так называются тоже очень неспроста. Если иметь понимание, откуда эти слова происходят и что с ними связано. Такой небольшой культурный тест для зрителя.

С людьми там много замечательного. Начиная хотя бы с того, что у всей компании очень неординарная ситуация в семье. Возможно, кстати, это и обусловило то, что они как-то сошлись вместе. Здесь очень интересный эффект: помнится, в обзоре к какому-то сериалу я ворчала, что каждая из показанных жизненных коллизий (типа «развод», скажем) в жизни встречается нередко, но, мол, в таких сочетаниях – вероятность почти нулевая. Здесь вроде бы тоже – все эти странные семьи, судя по всему строго «нормальная» только у Аи, казалось бы, вряд ли соберутся в одном классе. А вот так подумаешь – да нет, нормально. Вот это – бывает. И потому – очень здорово, как их показывают. Без рафинада, но и без чернухи. Пожалуй, несколько идеализированно, то есть с уклоном в сахар, но всё же весьма жизненно. И, что немаловажно – не просто, что оно не частый гость в анимэ, а показывают всё же со знанием дела, с обычно замалчиваемыми деталями. Так, навскидку – много ли мы видели в анимэ разведённых семей, где ребёнок, живущий с матерью, раз в оговорённое время встречается с отцом. Феномен «воскресного папы», если хотите. Ведь обычно если уж развод, то папа (или мама) вообще не контактирует с семьёй. Вот, кстати, один из показателей, почему во всё это верится: воскресных пап в разведённых семьях всё-таки больше, чем «погибших полярников». По крайней мере – в наше время.

Ну и просто – множество симпатичных персонажей. Мне, например, с самого начала ужасно нравилась Тоби. (Здесь, кстати, есть отступление от сценария: ориентируясь на то, что она выглядит достаточно бесполо, и сидит иногда совершенно по-мужски, и юбок не носит, и самоидентифицируется временами как «оре», т.е. крайне мужской формой «я» - её и упоминают как мальчика. Но по сценарию она исходно всё же девочка. Что, кстати, хорошо объясняет некоторые её поступки, хоть я с ними и не очень согласна). И Аи, особенно один из вариантов её-взрослой. И Карасу чем дальше, тем больше вызывает симпатию, хотя он и упёртый болван. Да и Харука при всём её торможении – очень симпатичная и по-настоящему добрая и заботливая девочка. В общем, есть на кого посмотреть, есть кому посочувствовать.

И, безусловно, очень уж мне нравится этот философский посыл. Во-первых, что обращая внимание на людей ты и их утверждаешь в реальности и себя. А во-вторых и главных – что жизнь не состоит из череды неприятностей. И непреодолимых неприятностей не бывает. (Какой дурак сравнил принципиально безвыходный «Бокурано» с принципиально позитивистским «Ноэйном»?!). Всё можно разрешить. И быть счастливым. Придёт другая проблема – разрешим и её. С трудом, не так как хотелось бы, но разрешим.

Ах, да. Юмор. Юморных ситуаций там много. Но мне не было смешно. Просто нейтрально так: «А, здесь предполагалось, что это будет смешно. Ну, ОК».

Заключение

В общем и целом – очень хороший, крайне неглупый и неожиданно глубокий в плане познавательности. С хорошей дружбой и другими отношениями «всех марок и сортов», симпатичными людьми умный и не детский сериал. Но настолько не без проблем, что я долго колебалась, ставить 7 или 8. Решила таки «натянуть» до 8.

Ваша Тоби