Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить перед завтраком, в течение трех-пяти минут.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отра- батывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в та- ком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. Потому учитель организует работу следующим образом: а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приема, 6) показывает его выполнение, в) упражнение выполняют дети
1) Проверяется правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек), Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдения напряженность движений органов артикуляционного аппарата.
Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непри- нужденным и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, потому подход воспитателя должен быть индивидуальным.
Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - то может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть пирон ким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится понимать ся кверху»).
Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать упражнения дома (по одной-две минуты 2 раза в день - утром и вечером).
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтоби движения каждого органа выполнялись симметрично по отноше нию к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. Следует также направлять к логопеду тех детей, у которых при выполнении упражнений отсутствует точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.