В конце XX века фамилия староверов Лыковых была в Советском Союзе известнее, чем сейчас в мире известна фамилия Кардашьян. 😃И, как по мне, так вполне заслуженно: много лет семья жила абсолютно изолированно глубоко в тайге, полностью обеспечивая себя всем необходимым, начиная с продуктов питания и заканчивая одеждой. Это было намного круче, чем придуманные приключения Робинзона Крузо и прочих отшельников, и это было по-настоящему. Я же решила выяснить, как Лыковы вообще оказались в верховьях Абакана. Начало рассказа можно прочесть здесь.
В 20-х годах по Алтаю и Западным Саянам пошли научные экспедиции, изучая уникальный природный массив, и ученые часто приглашали в состав таких отрядов местных жителей и староверов, а те охотно соглашались участвовать в интересной работе. Фамилии многих староверов, и в том числе Лыковых можно встретить в научных отчетах работах того времени.
По результатам этих экспедиций в начале 30-х годов было принято решение организовать Алтайский заповедник, и Кержакская заимка Лыковых оказалась на его территории. В связи с этим староверов ограничили целым сводом новых правил проживания, но Лыковы отнеслись к новшествам с пониманием. Гораздо худшей новостью стало известие об обязательном объединении отдельных дворов в поселки. Заимка Лыковых не дотягивала до норматива (6 вместо 10 положенных дворов), поэтому подлежала ликвидации. Не помогло даже желание
Лыковых работать в заповеднике, и осенью 1933 года им было объявлено, что они должны уйти с территории ООПТ.
Староверы молча выслушали приговор, и, понимая, что изменить ничего не смогут, стали вновь собирать свои нехитрые пожитки. Весной кто-то сплавился вниз по реке, а семья Карпа Лыкова, с женой и сынишкой ушли на Алтай, к месту слияния рек Лебедь и Куурчак. Младший брат Карпа Евдоким остался на заимке до осени из-за беременной жены, но позже хотел присоединиться к Карпу. К несчастью, осенью случилась трагедия.
Желающих работать в заповеднике было много, а на дворе, напомню, была вторая половина 30-х годов... На Евдокима поступил анонимный донос, ни много, ни мало, обвиняющий его в пособничестве бандитам после гражданской войны. На заимку были посланы два проверяющих, новых для староверов человека. Карп, вернувшийся к брату, чтобы помочь собрать урожай и переехать, и Евдоким убирали картошку, когда из тайги вышли два вооруженных человека в странной одежде (накануне наблюдатели получили новую черную форму с ярко-желтыми эмблемами и черные остроконечные шлемы).
Не ожидая от странных незнакомцев ничего хорошего, Евдоким и Карп бросились бежать к избе, и тут один из наблюдателей выстрелил. Евдоким был смертельно ранен и умер спустя 2-3 часа на руках жены и брата. А наблюдатели составили протокол, в котором обвинили братьев Лыковых во случившейся трагедии, и немедленно покинули заимку. Похоронив брата, Карп Лыков помог его жене добраться до родни и вернулся к своей семье на реку Лебедь.
Все сотрудники заповедника, знавшие Лыковых, не поверили официальной версии и написали заявление в район. Было проведено расследование, но очень поверхностное, и виновных не наказали. А в начале 1937 года к Карпу Лыкову на Лебедь пришли сотрудники НКВД. Они интересовались обстоятельствами гибели брата, и, хотя соглашались, что произошла трагическая ошибка, Карп не на шутку встревожился. Он понимал, что наблюдатели, виновные в смерти Евдокима, будут пытаться выгородить себя и могут обвинить его в чем угодно. Время было страшное, люди боялись верить хоть кому-либо, и Карп принял решение снова уходить в тайгу, причем уйти так, чтобы никто не знал, где их искать.
Подписывайтесь на мой канал и читайте продолжение истории Лыковых в следующих статьях.