Найти тему
PRO историю

Три загадочные массовые болезни прошлых веков

Оглавление

Танцевальная чума

Думаю, что фраза – танцевать до упада, в Страсбурге шестнадцатого века показалась бы очень несмешной. Проблем в то время хватало - и эпидемия обычной чумы, и войны, и нищета, и многое другое. Не знаю, кто там романтизирует Средневековье, по мне, так кроме хорошей экологии там почти ничего притягательного и нет. Я имею в виду для жизни.

Так вот, случилось в то время нечто странное. Некая женщина вышла на улицу и принялась танцевать. Казалось бы – ну что тут необычного, на улице человек танцует. Вон, в Бразилии целые карнавалы устраивают. Да и в некоторых странах Европы можно выйти на улицу потанцевать. И тебя за психа не примут. Однако женщина продолжала танцевать без остановки. Вернее, она останавливалась только тогда, когда теряла сознание. Оказывается, бесконечные танцы это штука не для слабых.

Может быть, это посчитали бы за курьёз. С кем не бывает. Мало ли кто как с ума сходит. Хотя в то время не дай бог попасть в дом для умалишённых. Посадят на цепь и будут пытать, в смысле, лечить. Вряд ли кому бы понравилось. И на счёт посадить на цепь я тоже не шучу. Вспомните, и сейчас до сих пор в рубашки завязывают… ну да ладно, проблема Страсбурга заключалась в том, что чума поразила несколько сотен человек. Тут уже властям стало не до смеха. И они решили, что самое лучшее лекарство от чумы будет… позволить людям танцевать дальше. Не просто позволить, а заставлять их это делать. Для больных выстроили лечебный помост, пригласили музыкантов. И заставляли выплёскивать излишнюю горячую энергию.

После того, как это не помогло, власти призадумались. И тут церковь предложила – а ну его нафиг, давайте всё запретим. И танцы. И музыку, и веселье. Ну и азартные игры до кучи. Чтобы наверняка. На самом деле это тоже не помогло. Как люди танцевали, так и продолжали танцевать. Хотя их связывали, утаскивали и всячески не давали им вести антирелигиозную жизнь.

Хорея, как называется эта болезнь, повторилась в другом городе и позже. Исследователи если знают причины болезни, то до широких масс не доносят. Я не медик, поэтому не могу сказать, могло ли это быть формой протеста против тяжёлой жизни, истерией или чем-то в этом роде. Или же правы те, кто утверждает про аллергию на спорынью. Что-то про её галлюциногенные свойства.

Икотка

Смешно? Признаюсь честно, когда я только-только столкнулась с названием этой массовой болезни, мне было очень смешно. Ну как можно всерьёз воспринимать икотку. Но… как это не забавно на первый взгляд, чем дальше, чем глубже. И жутче я бы сказала. Не хотелось бы встретиться с человеком, который болеет икоткой.

Началась эпидемия икотки в Пинеге, у нас в России. Пинежские девушки начинали ни с того ни с сего кричать не своими голосами, рычать по-звериному, бесноваться, и вообще вели себя как одержимые. Причём эта болезнь казалась настолько приставучей, что стоило одной заболеть, как она распространялась словно моровое поветрие. Болезнь могла длиться от нескольких недель до весьма долгого времени.

Существовало несколько вариантов этой болезни. Группа заболевших, например, могла отыскивать вещи, предсказывать будущее (и я не утверждаю, что верно). Типичные кликуши, можно сказать. Во всяком случае, у меня создалось такое впечатление. Другие начинали вещать, что они одержимы таким-то и этакими-то существами, придумывали им имена. Третьи были молчаливыми, ни слова не могли сказать. Одна женщина вообще тридцать три года провела в молчании, а в последние два заговорила.

Лечить это пытались весьма просто – призывали священника. Тот там чего-то кадил, экзорциствовал. Потом считалось, что он сделал всё, что мог. Бывало, что находили виновника, который якобы наложил порчу, и наказывали. Так одного мужика хорошенько выпороли за то, что он испортил свою жену. Может быть, кстати, только не в том смысле, как предполагалось. Обращение с женщинами далёкое от гуманного было… оно всякое может вызвать.

Казалось бы, болезнь эта дремучего прошлого. Ну что там эти тёмные крестьяне знали, верно? Хотя я могу ещё поспорить, насколько они тёмными бывали, как их любят представить. Однако дело не в этом. А в том, что последний известный мне случай этого заболевания был при Советском союзе. В одной из колхозных общин. Тут уже не скажешь, что это истерия религиозных и суеверных людей. не в эпоху, где был тотальный ликбез.

Эпидемия смеха

Ещё одна странная эпидемия, которая на первый взгляд не выглядит серьёзной. Произошла она в прошлом веке. В шестидесятых годах. На территории современной Танзании (тогдашней Танганьике). В одной из школ внезапно засмеялись несколько девочек. Учитель, естественно, ничего не понял. Но на всякий случай выставил их во двор. Девочки там однако смеяться не перестали. Правда, это уже был смех сквозь слёзы и даже рыдания. Остальные ученики смотрели на них, и тоже поддались безумию. Вскоре смеялась больше половины школы.

Дальше больше. Смеховая чума начала захватывать всё больше областей. Ширилась и росла, так сказать. И тут уже её невозможно было проигнорировать. Учёные долго ломали голову над тем, как это объяснить. Кто-то высказал версию, что это случай массового протеста. Хм… мне сомнительно. Вы смогли бы вот без перерыва смеяться несколько дней, а то и дольше? Ладно, пусть и с небольшими перерывами? И только ради того, чтобы высказать протест. Другие ученые полагали, что смеховая чума имеет вирусную природу. Но лично я склоняюсь к версии массовой истерии. Как в случае с икоткой.