Найти тему

Как на Востоке обходились без карманов

Постер к корейскому сериалу "Учёный, гуляющий по ночам"
Постер к корейскому сериалу "Учёный, гуляющий по ночам"

Во-первых, это широкие рукава китайских ханьфу, японских кимоно и корейских чогори, в которые удобно спрятать как любовную записку, так и веер, и целую книгу. Видите, сверху на фото мужское чогори с какущими рукавищами!

Для пущей красоты или сохранения предметов можно рукава снизу немного подшить, чтобы вроде мешка просторного образовалось снизу:

Японская гравюра  - без косметички и дамской сумочке вполне можно обойтись, верно?
Японская гравюра - без косметички и дамской сумочке вполне можно обойтись, верно?
Постер к корейскому сериалу "Учёный, гуляющий по ночам" - и книгу вполне можно заныкать, даже с жуткими развратными картинками, где девушка из-под длинного подола - о ужас и о боги - показывает краешек вышитой туфельки.
Постер к корейскому сериалу "Учёный, гуляющий по ночам" - и книгу вполне можно заныкать, даже с жуткими развратными картинками, где девушка из-под длинного подола - о ужас и о боги - показывает краешек вышитой туфельки.

Особенно тут аристократы преуспели, поскольку по образу жизни никуда обычно не торопились, могли двигаться неспешно, рукава красиво летели по ветру или шуршали... ну, и просто мужчинам силуэт нравился девушки с летящими рукавами, эстетически и правда красиво.

У китайцев и корейцев даже танцы были, где женщины изящно двигаются с длинными и/или широкими рукавами и вот в рукавах-то и мощная доля красоты.

Кадр из китайского сериала, не помню какого - если помнящие подскажут, то я буду благодарна и впишу
Кадр из китайского сериала, не помню какого - если помнящие подскажут, то я буду благодарна и впишу

Во-вторых, это обычай подвешивать что-то к поясу, который пошёл от кочевых народов Западной и Центральной Азии, распространившись в итоге на Китай, Корею и Японию. Иногда в расшитом мешочке, иногда просто к поясу на красивой подвеске, чтобы все видели (веер дорогущий, флейту).

Кадр из корейского сериала "Хван Чжин И"
Кадр из корейского сериала "Хван Чжин И"
Кимоно 8-11 века - не правда ли много можно спрятать в этих традиционных 12-ти слойных одеяниях и, соответственно. рукавах? Покуда муж размотает и извлечёт изменницу, может, отвлечётся и станет ему уже не до поиска улик?
Кимоно 8-11 века - не правда ли много можно спрятать в этих традиционных 12-ти слойных одеяниях и, соответственно. рукавах? Покуда муж размотает и извлечёт изменницу, может, отвлечётся и станет ему уже не до поиска улик?

В-третьих, ну тут они с нами заодно - прятать письма или тонкие книжицы и документы за пазуху, поближе к сердцу, особенно, если от возлюбленного. Чтобы если и погибать, то только с весточкой от драгоценного сердцу человека. Вспомним, что тогда портреты стоили бешеных денег и были доступны не всем, а письма могли доходить с почтой по нескольку месяцев, если вообще дошли (вспомним стихийные бедствия, эпидемии, мор и просто недобросовестных разбойников по лесам и канавам заныкавшимся, ага, и корабли тогда были меньше и тонули во много раз чаще). Короче, естественно стремление держать поближе к сердцу.

Кадр из индийского сериала "Чандра и Нандини"
Кадр из индийского сериала "Чандра и Нандини"

В-четвёртых, хоть в Индии и предпочитали обвешиваться просто украшениями, обильно и сверкающе, зато у девушек, достигших брачного возраста и, тем более, дам замужних, была шаль-дупатта длинная-длинная. Ею можно было стыдливо прикрыть лицо от постороннего мужчины или вообще закрыть лицо ото всех, благо полупрозрачная ткань полная, вуаль такая просвечивающая изнутри да цветным дымком и с узорами (даже если женщину вообще не видно, то уж её художественный вкус, достаток и статус её семьи уж всё равно бы издалека всем было видно, ага, и просто красоты ради).

А ещё можно было завернуть в дупатту ребёнка или что-нибудь ещё, хоть мелкое, хоть крупное - и пронести мимо чужих глаз. Ибо срывать с женщины дупатту - страшно её опозорить, равно раздеть - и не каждый бы рискнул. Учтём, что тогда принято было рожать много детей = муж + много братьев + много дядей + много сыновей + много племянников, все мужики крепкие и злые = это трудно совместимо с жизнью паскудника.

Мусульманско-индийский стиль - кадр из индийского сериала "Джодха и Акбар"
Мусульманско-индийский стиль - кадр из индийского сериала "Джодха и Акбар"

И, в-пятых, самое неожиданное для нас, но логически вполне объяснимое:

Служанка и аристократка - кадр из индийского сериала "Джодха и Акбар"
Служанка и аристократка - кадр из индийского сериала "Джодха и Акбар"

Богатство удобнее хранить в золоте, конкретно - в украшениях собственной жены/жён. И не только, чтобы у других мужиков всё внутри опускалось, когда на чьей-то спутнице жизни бирюликов сверкающих на несколько рядов больше, чем на его. Просто мужики обычно дерутся на передовой, а жёны могут убежать успеть, младенца прижимая к груди и старших уводя за руки за собой. Слона-то и скатерть не заныкать, а вот на напуганной женщине часть достояния может далеко и быстро сбежать и скрыться от врагов. Даже если муж погибнет и она останется одна - она может украшения продавать потихоньку, так что и выкарабкается может как-нибудь, да детей своих есть прокормить чем.

Хотя у мусульман женщины на улицу наверх одевали глухие и просторные одеяния чёрные. Не только потому, что Аллах ценит женщин, наряжающихся только для любимого мужа, но и потому что в чёрном в ночь убежать и скрыться, ничем не отблёскивая в свете луны и факелов, во время нападения проще. Ага, но часть украшений под одеянием чёрным она унесёт на себе, детей выкормит, может и выкарабкается.

Монголы - фото из интернета
Монголы - фото из интернета

В-шестых, степные и кочевые азиатские народы передвигались на лошадях, короче, в сумки седельные можно было многое сложить, да в телегу, если неспешно переезжают, выложить лишнее.

Фуросики-японское искусство
Фуросики-японское искусство

В-седьмых, один из самых любимых мною видов искусства - фуросики. Когда-то японцы в баню шли (любимое развлечение горожан среденевековых), вещи в ткань заматывая и оставляя в хранилище, а потом кто-то (я подозреваю, что это была женщина) додумался, что с такою сумочкою можно и по улицам ходить.

Берёте цветастый, квадратный, тонкий, но плотный кусок ткани, делаете 2-3-4 узла - и готова нарядная сумка или упаковка под что угодно. Ага, и кусок тонкой материи удобно умещается в сумочке или за воротом.

Японка делает фуросики на бутылку и коробку (стопку книг?)
Японка делает фуросики на бутылку и коробку (стопку книг?)

Сложно не повторить, даже если очень кривые лапки! ;)

Короче говоря, веками или даже тысячелетиями на Востоке без карманов обходились. Значит, не самая и нужная в хозяйстве вещь.

***

Статья писателя и востоковеда Свительской Елены Юрьевны^-^ У меня ещё книги есть в жанрах этнического фэнтези, исторического фэнтези, исторического любовного романа и фантдетектива о Японии, Индии, Китае и Корее. И в других жанрах тоже. 55 книг завершённых. И про Китай у меня этническое фэнтези и историческое фэнтези «После смерти не считается», «Кошмар на улице Зелёных драконов», «Игра с драконом: Заблудись в чужих кошмарах», исторический любовный роман и исторический детектив «Девочка, срывавшая цветы» и современный роман «Сценарист не для того актёра». И про Индию у меня этническое и историческое фэнтези, и исторический любовный роман: «Три мужа для Кизи», «В тени Кайлаша» и «Сын евнуха». И про Японию у меня очень много деталей из мифологии японской и культуры в этническом и историческом, и городском фэнтези: «Две тысячи журавлей» и «Моя 15-я сказка». Есть у меня и цикл книг, где часть событий цикла происходит в Японии современной и в современной России: «Ветер моих фантазий».