Ларс Фон Триер один из самых значимых режиссеров на сегодняшний день. Он снимает спорное, провокационное кино, но не менее красивое и интересное с точки зрения искусства. В данной статье мы рассмотрим его последний фильм «Дом, который построил Джек» и проанализируем. (ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ)
Фильм изначально показывали на Каннском кинофестивале. Режиссёр не появлялся на нём с 2011 года, так как стал «персоной нон грата» после скандальной пресс-конференции, в которой он неудачно пошутил, сравнив себя с Гитлером. Тем не менее, Ларсу разрешили показать фильм на Каннском кинофестивале. Во время показа фильма в Каннах ушло более 100 зрителей, посчитавших данную киноленту отвратительной и жестокой. Тем не менее, по окончании фильма весь зрительный зал аплодировал стоя.
Фильм рассказывает нам историю маньяка-убийцы и инженера Джека (Мэтт Диллон), «Мистера изощренности» орудовавшего в Америке в 70-80 года 20 века. «Дом, который» поделен на 5 инцидентов, между которыми Джек рассуждает с Верджем об искусстве и взгляде на мир. В фильме показаны пять основных эпизодов убийств, совершенных за двенадцать лет. Свои убийства, главный герой позиционирует как вид искусства, фотографируя трупы и делая из них инсталляцию. Во время разговоров с Вергилием, последний отрицает видение искусства Джека и говорит ему, что «искусства без любви быть не может»! В морозильной камере, где Джек хранит трупы, есть дверь, которую он не может открыть. По сути, он - творец, который пытается расширить границы мира, созданного им, но сделать этого не может.
/ Источник
На протяжении фильма Джек желает стать архитектором и построить свой дом, но каждый раз он не получает желаемого результата, и ему остаётся быть обычным инженером. По сути, дома – это метафора на формы кинопроизведений Ларса фон Триера, которые он, как и Джек воссоздает, а затем уничтожает.
Триер деконструирует (переосмысляет) сам жанр фильмов про маньяков и в своей манере иронизирует над этим. Так, Джек страдает обессивно-компульсивным расстройством. Во 2 инциденте мы увидели проявление данного расстройства, когда после убийства женщины он заметает следы и собирается уезжать, но несколько раз возвращается в дом, чтобы снова всё отмыть и проверить чистоту. Да и само начало пути маньяка-художника-творца в 1 инцидент е показан не менее смешно. Персонаж Дилана встречает персонажа Умы Турман, чья машина на дороге сломалась. Ей нужно починить домкрат, и она просит Джека отвести ее до механика. Во время поездки она шутит, что возможно Джек и есть маньяк. Починив домкрат, они возвращаются к её машине, но домкрат снова ломается. Не желая ничего слышать, незнакомка требует, чтобы Джек отвёз её снова в мастерскую. Как и домкрат, Джек тоже ломается и убивает её тем самым домкратом. Идёт игра слов. «Jack» в переводе с английского будет означать домкрат или инструмент. Режиссер любит посмеяться и над собой. Киноэрудированный зритель мог заметить, что на роль Вергилия был взят Бруно Ганц, который отыгрывал роль Адольфа Гитлера в «Бункер».
/ Источник
Фильм наполнен различными отсылками: от чудакавотого пианиста Гленна Гульда, поэта Уильяма Блэйка и его мифологии с дуальностью мира – тигра и ягненка до «Божественной комедии» Данте Алигьери, когда Джек вместе с поэтом Вергилием спускается в Ад. Происходит смешение высокого и низкого, массового и элитарного, фильмов про убийц и темы искусства. Также, режиссёр отсылает к образу Бога-Уризена, Великого Архитектора, который создал всю вселенную. Как я ранее писал, Джек тоже хочет быть архитектором и построить дом, но каждый раз он терпит неудачу. Конечно, под конец фильма он всё таки строит дом, но из трупов. И суть в том, что это его предел в "искусстве" и на большее он не способен. Ему приходится быть обычным инженером.
/ Источник
В целом фильм оценили положительно, но есть и отрицательные отзывы от обычных зрителей и критиков. Аргументы почему фильм плохой – эгоцентризм режиссера потому что Джек = Ларс (хотя лишь отчасти), претенциозность Триера, оправдание жестокости главного героя режиссером. Однако, в конце Джек за свои действия попадает в Ад, а из-за своего характера и желания попасть в рай, упал в самое пекло. Стоит помнить, что Триер тот ещё провокатор и трикстер. Неправильно считать взгляд Триера таким однобоким и приравнивать главного героя фильма к его создателю. Это скорее тёмная сторона режиссёра. И сколько бы его не обвиняли в жестокости в своих фильмах, Ларс Фон Триер - гуманист и придерживается слов Вергилия, что без любви нет искусства.