После неудачи с дорогим родстером BMW-507 в 1955-1959 годах компания BMW надолго забыла об этом классе автомобилей. Прошло почти 30 лет, прежде чем в производственной программе BMW снова появились открытые машины. Начало этому положил кабриолет 3-й серии, который начали выпускать в 1985 году. А в 1986 году на Парижском автосалоне состоялся показ прототипа сногсшибательного в своей необычности родстера BMW-Z1.
Широкой публике его представили в сентябре 1987 года на Франкфуртском автосалоне. Машина произвела эффект разорвавшейся бомбы! Автомобиль разработало отделение BMW Technik. Изначально проект не предусматривал создание полноценного автомобиля. Речь шла о том, чтобы протестировать новую передовую подвеску для перспективного седана BMW 3-й серии. Инженеры BMW Technik не были связаны какими-то ограничениями, они занимались изучением новейших технологий и материалов и прорабатывали возможности их внедрения применительно к серийным машинам. В какой-то момент испытаний еще безликого прототипа родилась идея облечь его в изящный и новаторский кузов типа “родстер”. Можно сказать, что это была инициатива “снизу”, которой руководство фирмы дало зеленый свет.
В итоге на свет появился весьма симпатичный родстер, который внешне практически не имел ничего общего с серийными BMW и смело заглядывал в будущее. Кстати, название машины на это и намекало, ведь Z – это сокращение от немецкого Zukunft, “будущее”. Дизайн BMW-Z1 разработал стилист Ханс Лагай. Машина получилась компактной, со скошенным передком и сильно наклоненным лобовым стеклом. Небольшие передние фары были спрятаны за прозрачными стеклами. Спереди вместо привычной решетки радиатора находились две совсем небольшие “ноздри”. Было видно, что фирма очень серьезно поработала над аэродинамикой. В частности, у машины было гладкое днище, включая обтекаемый распластанный глушитель. Это создавало своего рода “граунд-эффект”, когда автомобиль словно бы присасывался к дороге.
Кузов покоился на жестком металлическом каркасе, а наружные панели были из прогрессивного материала – композита на основе термопластика. Причем, каждую панель можно было довольно легко заменить, они крепились на болтах.
Самой же большой особенностью кузова и родстера вообще стали его двери – это была уникальная схема – небольшие сегменты дверей уезжали вниз в широкий и высокий порог. По сути, вместо дверей были только верхние половинки. Решение необычное, скорее дизайнерское, нежели практичное. Ведь садиться в машину и выходить из неё через широкий и высокий порог было не совсем удобно. Зато такие высокие пороги придали кузову дополнительную жесткость, которая была похвально высокой для открытой машины. Кроме того, имелась особая “фишка” – машина могла ехать с опущенными в порог дверями, что придавало поездке особый шик и ощущение единения с природой.
Автомобиль был достаточно компактным. Длина составляла 3,921 м, ширина – 1,69 м, высота – 1,277 м. Колесная база равнялась 2,4 м. При этом масса была 1250 кг. В кокпите стояли два удобных кресла с интегрированными подголовниками.
Кое-какие узлы машина позаимствовала от BMW 3-й серии. В частности, от BMW-325i родстер получил рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 2494 см3 мощностью 170 л.с. и 5-ступенчатую механическую коробку передач.
Тормоза были дисковые на всех колесах. А вот подвеска была уникальная – ведь, собственно, ради неё и затевался весь проект. Она была независимая на всех колесах, но если спереди стояли обычные пружинные стойки, то сзади была полностью новая подвеска под названием “ось Z”. Два поперечных рычага отвечали за перемещение колес в вертикальной плоскости, а массивный продольный рычаг хитро изгибался вокруг колеса и крепился к его ступице. Развал колес был нулевым, при этом подвеска имела подруливающий эффект. Также задние колеса имели обратное схождение, что снижало риск возникновения избыточной поворачиваемости и обеспечивало устойчивое прохождение поворотов. В итоге машина обладала прекрасной, предсказуемой управляемостью. Максимальная скорость достигала 225 км/ч, а время разгона до 100 км/ч занимало 7,9 с.
BMW-Z1 настолько поразил публику осенью 1987 года, что компания получила свыше 5000 предварительных заявок на машину. И хотя никто не планировал изначально, что машина появится на рынке, всё же было решено запустить её в серию, и в марте 1989 года стартовало производство. И всё бы ничего, но технически продвинутый и сложный автомобиль получился невероятно дорогим – за его цену можно было купить лимузин BMW-735i. Машина стоила от 80000 до 89000 немецких марок. Это объяснимо, ведь производство было практически ручным, со множеством уникальных деталей и новыми технологиями.
Неудивительно, что машина была выпущена небольшим тиражом - выпуск прекратили уже в июне 1991 года, собрав за это время лишь 8093 родстера. Помимо непосредственной дороговизны машины, её популярности мог помешать дебют в марте 1989 года люксового родстера Mercedes-Benz-SL нового поколения, который был гораздо просторнее и стоил не дороже BMW-Z1. К тому же, видимо, европейский рынок тогда еще не был готов к новому витку популярности компактных родстеров – ведь первые ласточки в виде Mazda MX-5 Miata и Lotus-Elan появились лишь в 1989 году, а по-настоящему рынок сформировался году в 1995, когда дебютировали сразу несколько моделей удачных родстеров, включая наследника BMW-Z1 – более простого, но и значительно более популярного родстера BMW-Z3.
Родстер же BMW-Z1 стал замечательным памятником смелым идеям конца 1980-х годов, нацеленным в будущее, которое он своей конструкцией немного предвосхитил и сделал ближе. Фанаты компании оценили смелый технологический рывок компании. Сейчас экземпляры в хорошем состоянии очень ценятся коллекционерами.
Из интересных фактов можно отметить то, что все экземпляры были выпущены с рулем слева, за исключением последнего родстера, который имел руль справа.
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!
Искренне Ваш, Андрей.