Найти тему
Медиа Про

5 легендарных советских автомобилей такси

Оглавление

Легендарные машины, на которых наши люди (иногда) всё-таки ездили в булочную. Если вы знаете еще культовые машины, которых не хватает в этой подборке, пишите в комментариях.

«Наши люди в булочную на такси не ездят»
«Наши люди в булочную на такси не ездят»

1. «Победа»

Когда в годы Великой Отечественной войны большую часть автомобилей такси забрали для нужд фронта, в городах остались преимущественно ЗиС-101: они бы военное бездорожье точно не преодолели. А вот после войны их стали менять на новенькие «Победы».

И примерно тогда же появился стандарт Моссовета: все автомобили такси должны были иметь светлый верх, серый низ, пояс из шашечек и зелёный «фонарь» «Свободен».
-2

2. ГАЗ-12 ЗиМ

Горьковский автозавод разработал модель автомобиля специально для работы в такси. В 1951 году в московские таксопарки закупили результат этих изысканий — ГАЗ-12.Это был большой автомобиль, на котором работали лучшие водители такси.

Забавно: когда появились специальные машины для такси, как раз решили отказаться от единой раскраски. Но опоясывающие шашечки остались.

ЗиМы использовали именно как обычные такси, и особенно много их стало к концу 1950-х годов: тогда чиновникам перестали полагаться личные авто. Те передали в таксопарки, но автомобилей всё равно не хватало.

-3

3. «Москвич-402»

АЗЛК пытался потеснить Горковский автозавод, и в битву за пассажиров вступили «Москвичи». В середине 1950-х годов в московские таксопарки закупили несколько сотен малолитражных «Москвичей-402Т». Это была специальная модификация с моющимися (дерматин) салонами и встроенным таксометром. Но увы: «Победам» они уступали буквально во всём.

-4

Потом на рынок пытались пробиться «Москвичи» других серий: 407Т, 403, 408Т, — но ГАЗ всё же победил.

4. ГАЗ-М-21 «Волга»

И настала эра легендарных советских «Волг».

Первые «Волги» не сразу, но полюбились таксистам и пассажирам: они были куда просторнее «Побед». Да и в целом автомобиль куда лучше подходил именно для такси. Например, переднее пассажирское сиденье можно было разложить горизонтально и положить на него вещи, которые не поместились в багажник. Детскую коляску, только что купленный телевизор (тогдашние телевизоры нельзя было унести под мышкой!), чемоданы половины семьи…

От обычной, «гражданской» «Волги» такси поначалу отличались только тем, что вместо радиоприёмника стоял таксометр (и антенны на этих машинах тоже не было, соответственно). Но уже в третьей серии (модификация ГАЗ-21Т) автомобили стали куда более специализированными: связь с диспетчером по рации, иная планировка салона.

За год в такси «Волга» пробегала 90–100 тыс. км, и через четыре года уходила на завод на капитальный ремонт. И так продолжалось вплоть до 1970-х, пока им на смену не пришёл ГАЗ-24.

-5

5. ГАЗ-24

В самом конце 1960-х Моссовет снова попытался ввести единую расцветку такси: на этот раз решили красить крыши в ярко-оранжевый. Но «красные шапочки» не прижились, а в 1970 году в автопарки поступили ГАЗ-24, и на этой идее поставили крест.

Сначала «Волги» ГАЗ-24 для такси были самых разных цветов. Но уже в 1971 году завод стал выпускать именно светло-салатовые и именно для такси. А вот перед Олимпиадой 1980 года — жёлтые. Тут цель была простая: по международным стандартам такси должно быть именно жёлтым, с оранжевым плафоном на крыше. Да и гостям так было бы легче понять, что это именно такси.

В ГАЗ-24 был очень вместительный багажник. Те модификации, которые предназначались именно для работы в такси, отличались от обычных шашечками, зелёным фонарём на крыше, таксометром и салоном из кожзама — так автомобиль можно было дезинфицировать и мыть.

-6

В такси работали несколько разновидностей ГАЗ-24:

  • ГАЗ-24-10 — базовая модель,
  • ГАЗ-24-11 — седан,
  • ГАЗ-24-14 — универсал,
  • ГАЗ-24-17 — на сжиженном газе.

В конце 1980-х была предпринята попытка поколебать доминирование «Волг», но очередной «Москвич» (АЗЛК-2140-121) так и не прижился. И в качестве образа советского такси так и осталась жёлтая «двадцать четвёрка» с шашечками.