Найти тему

Цикл «Дьявол в деталях» представляет: барабанный сетап

Оглавление

Как было бы здорово прийти на студию, сесть за барабанную установку, поставить несколько микрофонов: парочку на рабочий барабан (сверху и снизу), по одному на каждый том, парочку сверху над всей установкой, парочку в бочку (один внутрь, другой снаружи) и начать записывать. Строго говоря, так оно и происходит в реальности, но по какой-то причине, часто этот процесс длится довольно долго (1,5-3 часа). Почему так? Насколько это непрофессионально? В какие органы можно обратиться?

В этой статье я попытаюсь объяснить почему происходит вот это:

почему мы слушаем бочку уже 5 минут?

куда он пошёл? нормально же было бочку слышно

эммм, ну сейчас-то всё ок?

Если в такие моменты вы вслух или про себя задаётесь вопросом: «Какого чёрта мы никак не начнём запись, я ведь за это плачу?», то эта статья для вас! А ответ на ваше вопрос кроется в самом вопросе. Именно за это вы и платите! Как так?

Сразу же оговорюсь, по заблаговременной договорённости, почти любой звукорежиссёр может произвести полный сетап и без вашего присутствия. При условии, что у него есть в распоряжении и ваши инструменты (если они не арендуются у студии), и детальное описание как и где должно стоять. В случае, если коллектив теряет мотивацию и устаёт слоняться из угла в угол на студии во время сетапа — это ваш выбор!

Дело в том, что вы платите, скорее всего, немалые деньги за запись на студии и меньше всего вы хотите платить ещё больше денег в дальнейшем для того, чтобы исправить косяки, которые вообще не должны были возникнуть, если бы о них позаботились на стадии сетапа. 

*Задание со звёздочкой: проверьте правильность расстановки запятых в предыдущем предложении.

Поговорим о проблемах, которые могут возникнуть, если не запариваться на сетапе.

Отсутствие аутентичности

Пожалуй это самое очевидное и самое простое. Но, как говорится, если хочешь что-то спрятать, спрячь это на самом видном месте. 

Скорее всего, широченные или, как это принято говорить в кругах саунд дизайнеров, larger than life барабаны — не самое подходящее звучание, если вы записываете, скажем, джаз. Возможно здесь лучше заюзать моно-оверхед (микрофон, что снимает установку сверху), да и вообще отдать приоритет комнатным (дальним) микрофонам. 

Это, конечно, не совсем джаз, но записывали мы на 4 микрофона. Моно оверхед, верх и низ рабочего барабана, один микрофон снаружи бочки.

А для лютого прото-пост-квази-метала — наоборот имеет смысл подзвучить каждый элемент установки, чтобы потом не гневить хтонических богов жалкими попытками вытащить купол райда из оверхедов. И сделать барабаны поширше, чтобы уместить всю информацию. Ох уж эти металисты, да? 😑

Здесь барабаны записывали на миллион микрофонов.

Короче говоря, мы основываем сетап (количество микрофонов, их положение, используемые техники ) исходя, в первую очередь, из стилистики.

— Могли бы ставить один и тот же сетап под любые задачи, но зато быстро и на автомате?

— Да, могли бы. А ещё мы могли бы отказаться от столового прибора «вилка» и есть только ложкой.

вилка
вилка

Сюда же можно включить такие вещи как: выбор самих барабанов, тарелок и прочих финтифлюшек исходя из конкретного трека или даже конкретной партии. Ведь даже выбор битера — важная составляющая общего звучания инструмента.

Нет предела совершенству.

деревянный битер
деревянный битер

Уровни

Окей, микрофоны расставили, инструмент готов, барабанщик в приподнятом настроении, жизнь хороша.

С какой громкостью записывать, скажем, хайхет? Громко? Очень громко? Чуть тише, чем чрезывачайно громко?

Если записать все, скажем, 18 каналов ударной установки тихо, то соотношение сигнал/шум (а шум присутствует во всей аналоговой аппаратуре) будет не в пользу первого и на выходе мы получим достаточно грязную запись с которой нельзя будет ничего сделать, кроме как объявить себя lo-fi или garage punk артистом.

Если записать очень громко, то велика вероятность, что вы получите уже другой вид искажения сигнала (клиппинг). И если при записи на плёнку легкий клиппинг может дать столь бессознательно любимый эффект сатурации (которым тоже злоупотреблять не стоит), то клиппинг конвертеров в цифровом мире точно ничего хорошего вам не даст и даже наоборот, лишит вас динамического диапазона.

Секрет красоты и здоровья — целиться в sweet spot конвертеров — -18dBfs (decibels full scale), где 0dBfs — уровень клиппинга конвертеров. -18dBfs = 0 VU (voltage units) — желаемый уровень громкости для аналоговой записи.

Таким образом, вы записываете каждый канал с большим превосходством полезного сигнала над нежелательными шумами и при этом не обрезаете сигнал сверху клиппингом. Это ли не путь к светлому будущему?

Именно поэтому во время саундчека перед записью, звукорежиссёр так обстоятельно выставляет уровни для каждого канала.

наглядное пособие, как усложнить себе жизнь
наглядное пособие, как усложнить себе жизнь

Фазовый ад

Shit`s getting serious.

Вы же помните, что такое звук? Звук это колебания частиц воздуха. Это весьма сложно визуализировать, так что представьте воду. Если бросить в воду что-нибудь, чего не жалко, например новую конституцию рф, то образуются волны. Почти то же самое являет собой звук в воздухе. Фаза — это атрибут той самой волны.

один цикл синусоидной волны
один цикл синусоидной волны

Что мы можем сказать взглянув на изображение, помимо того, что инстинктивно хочется глубоко зевнуть?

Мы можем сказать, что у этой волны положительная полярность, так как своё движение она начинает вверх.

Может ли быть такое, что своё движение она начнёт вниз? Конечно, тогда бы мы сказали, йоу, у этой волны отрицательная полярность! А что будет если мы возьмём эту волну с положительной полярностью, но одновременно с ней включим точно такую же, но с отрицательной полярностью? Не будет ничего. Они отменят друг друга. К счастью, мы живём в аналоговом мире, где таких идентичных синусоид вообще не встречается. Настолько чистый пример возможен только в цифровом мире:

На видео я создал два канала с генератором сигнала на каждом. Генераторы по-отдельности воспроизводят волну с одинаковой частотой. Звуча одновременно (в фазу), сигнал усиливается. Затем я инвертирую полярность в одном из генераторов и наступает зловещая тишина. Вы можете думать об этом как о своевременном погашении задолженности по кредиту.

Если у вас -25000р, то внеся +25000р вы получите ноль. И хорошую кредитную историю. (это самая натянутая шутка за всё время, что я пишу статьи).

-5

Если полная отмена возможно только в цифровом мире, то зачем париться?

Париться приходиться потому что каждый раз, когда два и более микрофона снимают звук источника, мы должны иметь в виду фазовые взаимоотношения, чтобы избежать потерь в сигнале. Самый классический пример — это запись рабочего барабана сверху и снизу. Несмотря на то, что если эти два микрофона будут в противофазу, сигнал не отменится полностью, так как он не может быть на 100% идентичным в каждом микрофоне. Но мы потеряем целый набор частот. Вот пример из реальной жизни (слушать в наушниках)

Сравните количество нижних частот в рабочем барабане в дорожке "snare phase test 0" и в дорожке с инвертированным одним из микрофонов "snare phase test 180". Заметили как низ просто исчез?

примерно так это выглядит
примерно так это выглядит

На деле, работа с фазой сигнала гораздо сложнее. А полное противофаза не является кристаллизированным злом в 100 % случаев. Особенно мире гитарных тонов, но об этом мы ещё поговорим.

К счастью, есть набор правил, рекомендаций и технический решений, регулирующий эту работу. Хороший звукорежиссёр в курсе этого и поэтому выверяет фазовые отношения во время барабанного, гитарного и прочих сетапов, инвертируя полярность микрофонов или корректируя их положение относительно друг друга и источника сигнала. Ясно?

Заключение

В этой статье я попытался объяснить почему подготовка к записи длится столько сколько она длится.

Выбор инструмента, техники подзвучки, выставление уровней и проверка фазы — то без чего не обойдётся ни одна качественная запись.

Что делать с этими знаниями?

Ну не знаю варианта два:

1) Сверяться с этой статьёй, когда вы уже второй час ждёте начала записи, но звукорежиссёр всё ещё с загадочным видом слушает то, как звучит рабочий барабан.

2) Договориться о том, чтобы звукорежиссёр сделал сетап заранее, предоставив ему исчерпывающие данные о том, как нужно установить инструмент и сам инструмент (если требуется). Таким образом, вы сможете начать запись сразу по прибытию на студию.

-7

VK TLGRM