Как было бы здорово прийти на студию, сесть за барабанную установку, поставить несколько микрофонов: парочку на рабочий барабан (сверху и снизу), по одному на каждый том, парочку сверху над всей установкой, парочку в бочку (один внутрь, другой снаружи) и начать записывать. Строго говоря, так оно и происходит в реальности, но по какой-то причине, часто этот процесс длится довольно долго (1,5-3 часа). Почему так? Насколько это непрофессионально? В какие органы можно обратиться?
В этой статье я попытаюсь объяснить почему происходит вот это:
почему мы слушаем бочку уже 5 минут?
куда он пошёл? нормально же было бочку слышно
эммм, ну сейчас-то всё ок?
Если в такие моменты вы вслух или про себя задаётесь вопросом: «Какого чёрта мы никак не начнём запись, я ведь за это плачу?», то эта статья для вас! А ответ на ваше вопрос кроется в самом вопросе. Именно за это вы и платите! Как так?
Сразу же оговорюсь, по заблаговременной договорённости, почти любой звукорежиссёр может произвести полный сетап и без вашего присутствия. При условии, что у него есть в распоряжении и ваши инструменты (если они не арендуются у студии), и детальное описание как и где должно стоять. В случае, если коллектив теряет мотивацию и устаёт слоняться из угла в угол на студии во время сетапа — это ваш выбор!
Дело в том, что вы платите, скорее всего, немалые деньги за запись на студии и меньше всего вы хотите платить ещё больше денег в дальнейшем для того, чтобы исправить косяки, которые вообще не должны были возникнуть, если бы о них позаботились на стадии сетапа.
*Задание со звёздочкой: проверьте правильность расстановки запятых в предыдущем предложении.
Поговорим о проблемах, которые могут возникнуть, если не запариваться на сетапе.
Отсутствие аутентичности
Пожалуй это самое очевидное и самое простое. Но, как говорится, если хочешь что-то спрятать, спрячь это на самом видном месте.
Скорее всего, широченные или, как это принято говорить в кругах саунд дизайнеров, larger than life барабаны — не самое подходящее звучание, если вы записываете, скажем, джаз. Возможно здесь лучше заюзать моно-оверхед (микрофон, что снимает установку сверху), да и вообще отдать приоритет комнатным (дальним) микрофонам.
Это, конечно, не совсем джаз, но записывали мы на 4 микрофона. Моно оверхед, верх и низ рабочего барабана, один микрофон снаружи бочки.
А для лютого прото-пост-квази-метала — наоборот имеет смысл подзвучить каждый элемент установки, чтобы потом не гневить хтонических богов жалкими попытками вытащить купол райда из оверхедов. И сделать барабаны поширше, чтобы уместить всю информацию. Ох уж эти металисты, да? 😑
Здесь барабаны записывали на миллион микрофонов.
Короче говоря, мы основываем сетап (количество микрофонов, их положение, используемые техники ) исходя, в первую очередь, из стилистики.
— Могли бы ставить один и тот же сетап под любые задачи, но зато быстро и на автомате?
— Да, могли бы. А ещё мы могли бы отказаться от столового прибора «вилка» и есть только ложкой.
Сюда же можно включить такие вещи как: выбор самих барабанов, тарелок и прочих финтифлюшек исходя из конкретного трека или даже конкретной партии. Ведь даже выбор битера — важная составляющая общего звучания инструмента.
Нет предела совершенству.
Уровни
Окей, микрофоны расставили, инструмент готов, барабанщик в приподнятом настроении, жизнь хороша.
С какой громкостью записывать, скажем, хайхет? Громко? Очень громко? Чуть тише, чем чрезывачайно громко?
Если записать все, скажем, 18 каналов ударной установки тихо, то соотношение сигнал/шум (а шум присутствует во всей аналоговой аппаратуре) будет не в пользу первого и на выходе мы получим достаточно грязную запись с которой нельзя будет ничего сделать, кроме как объявить себя lo-fi или garage punk артистом.
Если записать очень громко, то велика вероятность, что вы получите уже другой вид искажения сигнала (клиппинг). И если при записи на плёнку легкий клиппинг может дать столь бессознательно любимый эффект сатурации (которым тоже злоупотреблять не стоит), то клиппинг конвертеров в цифровом мире точно ничего хорошего вам не даст и даже наоборот, лишит вас динамического диапазона.
Секрет красоты и здоровья — целиться в sweet spot конвертеров — -18dBfs (decibels full scale), где 0dBfs — уровень клиппинга конвертеров. -18dBfs = 0 VU (voltage units) — желаемый уровень громкости для аналоговой записи.
Таким образом, вы записываете каждый канал с большим превосходством полезного сигнала над нежелательными шумами и при этом не обрезаете сигнал сверху клиппингом. Это ли не путь к светлому будущему?
Именно поэтому во время саундчека перед записью, звукорежиссёр так обстоятельно выставляет уровни для каждого канала.
Фазовый ад
Shit`s getting serious.
Вы же помните, что такое звук? Звук это колебания частиц воздуха. Это весьма сложно визуализировать, так что представьте воду. Если бросить в воду что-нибудь, чего не жалко, например новую конституцию рф, то образуются волны. Почти то же самое являет собой звук в воздухе. Фаза — это атрибут той самой волны.
Что мы можем сказать взглянув на изображение, помимо того, что инстинктивно хочется глубоко зевнуть?
Мы можем сказать, что у этой волны положительная полярность, так как своё движение она начинает вверх.
Может ли быть такое, что своё движение она начнёт вниз? Конечно, тогда бы мы сказали, йоу, у этой волны отрицательная полярность! А что будет если мы возьмём эту волну с положительной полярностью, но одновременно с ней включим точно такую же, но с отрицательной полярностью? Не будет ничего. Они отменят друг друга. К счастью, мы живём в аналоговом мире, где таких идентичных синусоид вообще не встречается. Настолько чистый пример возможен только в цифровом мире:
На видео я создал два канала с генератором сигнала на каждом. Генераторы по-отдельности воспроизводят волну с одинаковой частотой. Звуча одновременно (в фазу), сигнал усиливается. Затем я инвертирую полярность в одном из генераторов и наступает зловещая тишина. Вы можете думать об этом как о своевременном погашении задолженности по кредиту.
Если у вас -25000р, то внеся +25000р вы получите ноль. И хорошую кредитную историю. (это самая натянутая шутка за всё время, что я пишу статьи).
Если полная отмена возможно только в цифровом мире, то зачем париться?
Париться приходиться потому что каждый раз, когда два и более микрофона снимают звук источника, мы должны иметь в виду фазовые взаимоотношения, чтобы избежать потерь в сигнале. Самый классический пример — это запись рабочего барабана сверху и снизу. Несмотря на то, что если эти два микрофона будут в противофазу, сигнал не отменится полностью, так как он не может быть на 100% идентичным в каждом микрофоне. Но мы потеряем целый набор частот. Вот пример из реальной жизни (слушать в наушниках)
Сравните количество нижних частот в рабочем барабане в дорожке "snare phase test 0" и в дорожке с инвертированным одним из микрофонов "snare phase test 180". Заметили как низ просто исчез?
На деле, работа с фазой сигнала гораздо сложнее. А полное противофаза не является кристаллизированным злом в 100 % случаев. Особенно мире гитарных тонов, но об этом мы ещё поговорим.
К счастью, есть набор правил, рекомендаций и технический решений, регулирующий эту работу. Хороший звукорежиссёр в курсе этого и поэтому выверяет фазовые отношения во время барабанного, гитарного и прочих сетапов, инвертируя полярность микрофонов или корректируя их положение относительно друг друга и источника сигнала. Ясно?
Заключение
В этой статье я попытался объяснить почему подготовка к записи длится столько сколько она длится.
Выбор инструмента, техники подзвучки, выставление уровней и проверка фазы — то без чего не обойдётся ни одна качественная запись.
Что делать с этими знаниями?
Ну не знаю варианта два:
1) Сверяться с этой статьёй, когда вы уже второй час ждёте начала записи, но звукорежиссёр всё ещё с загадочным видом слушает то, как звучит рабочий барабан.
2) Договориться о том, чтобы звукорежиссёр сделал сетап заранее, предоставив ему исчерпывающие данные о том, как нужно установить инструмент и сам инструмент (если требуется). Таким образом, вы сможете начать запись сразу по прибытию на студию.