Продолжение
Начало здесь
***
Но «весёлые люди» не исчезли из поля зрения в последующие времена. Бродить по Руси под видом скоморохов стало опасно, бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков.
С 1700 года начинают встречаться первые исторические упоминания об офенях-ходебщиках и их искусственном языке. Название офени произошло скорей всего от заговоренного слова «Афины». Офенский язык, являлся афинским языком в плане их связи с греческими торговцами, которых много переселилось в то время в Россию. Одно из прозваний офеней, - мазыки, недвусмысленно говорит о том, что офени были сопричастны музыкальной культуре, были своеобразными бродячими музыкантами. Тайный язык Интерес к офеням возник во многом благодаря их тайному языку. Не будь языка – не было бы и тайны, а не было бы тайны, не было бы и интереса. Офенский язык возник из слияния заимствований из разных языков и в результате искусственного словообразования. Возможно первые мазыки завязывающие контакты с греками-торговцами, стали изобретателями нового языка.
Офенский язык очень быстро распространился по территории Российской империи, и стал закрытым, нелегальным языком торговых низов. Вот некоторые слова на офене:
бусать (или бухать) – пить,
хлить (или хилять) – течь, идти, бежать,
косать (позже коцать) – бить или резать,
дермоха - драка, колыга,
клога - брага,
здьюм - два клёво – хорошо, удачно,
псалуга - рыба,
поханя – хозяин,
совасьюха – мышь,
солоха – баба,
гомыра, дрябка – водка,
мастырить – делать, строить.
Некоторые из этих слов через триста лет в измененном или неизменном виде мы употребляем в разговорной речи до сих пор. Тайный язык офеней не мог не волновать государство. У офеней была налаженная торговая сеть, которая фактически никак не контролировалась. Государство их прижимало, но они отверчивались. Вертелись, запутывая следы, тарабаря на офене непонятные заветные заговоры, причащаясь луком, меняя обличья, уходили от опеки государства. Не было сообщества более закрытого, чем офени, но при этом более открытого в своем стремлении развить грамотность народа, показать другую сторону бытовой реальности.
Вот пример переделанных поговорок на офенском языке:
Ни кола, ни двора. – Ни брута, ни рыма.
Век живи, век учись – дураком помрешь. – Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись – смуряком отемнеешь.
Кто не работает – тот не ест. – Кчон не мастырит, тот не бряет.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. – Без мастыры не подъюхлишь и псалугу из дрябана.
Прошел огонь, воду и медные трубы. – Прохлил дрябу, дулик и фильные фошницы.
Муж и жена – одна сатана. – Муслень и елтона – ионый кульмас
В XIX-ом веке выпускались в свет словари офенского языка. Причём словари назывались русско-офенские. В.И. Даль очень много времени посвятил изучению офенского языка и включил много слов из этой речи в свой словарь.
Не менее интересен был феномен северной офени, торгового языка архангелогородских поморов. Сама «поморьска говоря» являясь уникальным явлением русской речи, после начала торговой деятельности на Белом море, дала удивительную звуковязь из смеси русского-датского-шведско-английского языка. Этот язык понимали немногие. Он был таким же конспиративным как язык офени. В произведениях Б. Шергина и С. Писахова взято много слов из поморской офени.
После этого становится ясно как сформировался тюремный жаргон в конце 19-го века. Он вырос на языковой базе офенского языка в среде профессиональных уголовников, и офеня стала феней. В тюремную феню наряду с известными офенскими словами сильно вплелись топонимы из идиша-иврита. Шмон (в царских тюрьмах устраивали вечернюю поверку в 8 часов вечера), хаза (дом, двор), ксива (документ), атас (от ивритского - атуд), ништяк (ништак - мы успокоимся, что есть здорово, отлично), бугор (богер - взрослый, совершеннолетний), мусор (мосер – предатель, доносчик), блатной (с идиша - лист, записка, имеющий бумажку от нужного человека) и т.д.
Проявляется удивительная историческая нить как скоморошество посредством определенных мутаций перешло сначала в мир торговых людей, а потом стало существовать в тюремной-воровской среде. При этом воры в законе выглядят отцами-скоморохами, знающими секреты фени на уровне тюремно-посвященных и являются мастерами проведения своих закрытых тюремных инициаций.
***
Если вернуться к сказителям-одиночкам, то они тоже никуда не пропали. Они продолжали ходить по русским селеньям и пели народные песни. Калики по Руси перехаживали долго. Вместе с известными народными сказами некоторые исполнители несли и своё авторское творчество. Только скоморошьи домры и сказительские гусли они меняли со временем на колёсные лиры, шарманки и другие инструменты. Но с тех же петровских времён они тоже стали собираться в ватаги. Особенно известны в истории братства слепых кочующих певцов, поющих под звуки колёсной лиры.
Удивительно сильно развилось в пределах Южной Руси, на землях, которые позже стали называться Украиной, кобзарство. Оно на Украине было уникальным культурно-историческим явлением, известным со времен основания Запорожской Сечи. Народные лирники и кобзари объединялись в организации с особенным устроением, своеобразной системой обрядов вступления новых членов, условиями их подготовки, обучением и особенностями поведения. Эти организации назывались кобзарскими (лирницкими) братствами или гуртами, в которых были свои "отаманы" (предводители, батьки), свои "сотники" и "десятники", "судди" (судьи), "скарбники" (казначеи) - что полностью повторяет сечевое устройство самого запорожского братства.
Скоморошьи театральные представления к XIX-му веку деградировали до уровня площадного и ярмарочного Петрушки. Петрушка сам по себе персонаж не русский. Он пришёл к нам из арабских стран и уже его странная внешность с большим носом выдаёт его глубоко не славянское происхождение.
В XIX-ом веке с развитием массового книгопечатания для народа, появились сказители, или как их еще называли старинщики или былинщики, которые в фольклорной традиции рассказывали старинные былины и сочиняли истории в духе старины. Были известны Кирша Данилов, сказители Рябинины, Мария Кривополенова. Эти книжки пользовались спросом у начинающего обучаться грамоте народа.
XX-й век уже почти не нёс откровений народного духа. Почти всё творчество народа стало авторским, стало интеллектуализированно-личностным. Большую роль стала играть поэзия, проза, живопись, музыка, и наш народ создал немало мировых шедевров в мировой культуре.
От Александра Вертинского вплоть до наших дней активно идёт авторское сочинительство песен. В конце концов появилось бесчисленное количество авторских песен и самих авторов, рождённых от тотальной грамотности и доступности средств коммуникаций. Они заняли место сказителей и калик перехожих, кобзарей и лирников. Тюремно-блатной шансон занял место скоморошьих причитаний. Рок-н-ролл заменил нам протестную форму, которую несли скоморошьи площадные представления. Но истинные проявления духа русского народа, опускающиеся через творчество, в век ушедший, хоть и не часто, но всё же встречались: С. Есенин, Н. Рубцов, В. Шукшин, В. Высоцкий, А. Башлачёв.
В наше новейшее время, вместо волхвов древности, мы постоянно встречаем в окружении властителей нашей державы разных сомнительных оккультистов, ясновидцев, целителей, гадалок, астрологов и предсказателей. В конце ХХ века к ним добавились экстрасенсы, контактёры и специалисты по биоэнергетике.
А вместо юродивых, скоморохов, придворных шутов в общество ворвалась бесчисленная толпа комиков, юмористов, актёров комедийного жанра, которые продолжают веселить - но больше не властителей, а утомлённых тяжелой повседневностью представителей народа.
***
Исчезновение исконного скоморошьего импульса с середины XVII-го века связано с тем что Россия на всех уровнях Россия подверглась процессу тотальной десакрализации. И не случайно жёсткие преследования скоморохов, носителей древнейших дохристианских традиций, были своего рода прелюдией гонения на самих христиан-староверов, верных традициям отцов. Время мифологии уходило в прошлое, сказы и сказки, переставали играть главенствующую роль в нашей истории.
Скоморохи своим творчеством помогли русскому этносу перешагнуть в эпоху души самосознающей, которая наступила на Земле с начала XV-го столетия. Ибо они несли импульс свободы и их творческий потенциал переходил к народу, неординарно отражая действительность. Многие скоморошьи тексты растождествляли устоявшиеся понятия и несли новизну ощущений. Скоморошье слово во многом было построено на парадоксах, и обладающие парадоксальным мышлением скоморохи разгоняли освежающую волну, пробуждающе действуя на стереотипное мышление народа. Что заставляло народ думать и смотреть на мир иначе, прорываясь вперёд на пути самопознания.
В наше время появился разве что единственный по духу настоящий скоморох – А.Н. Башлачёв. Даже скорей его творчество было больше сродни его почти земляку Садко, сродни вещему Бояну. Через Александра с нами говорила душа русского народа, она нас пробуждала и ставила нам новые задачи на будущее. Мы не должны спать, мы должны хорошо понимать и чувствовать время в котором мы находимся. Время колокольчиков уже прошло, наступает время колоколов, и медный колокол уже гремит набатом из небесных сфер. Человечество уже стоит на Пороге.
Кто отважится, подобно предтече скоморохов лирнику Орфею, спуститься в ад, чтобы вывести оттуда Жену-Человечество. Кто сможет так спеть о своём горе и разволновать так всё живое и неживое в мире, чтобы Боги были глубоко тронуты этой печалью и Стражи Порога пропустили бы простого смертного туда и обратно?
Пришедшее время колоколов повествует о пришествии новых скоморохов и новых сказителей, устремленных своими очами в будущее. Видящих связь между славным прошлым русского этноса и теми эволюционными задачами, поставленными перед нашим народом на будущее. Время пришло.
Статья опубликована в журнале "Невечерний свет"