Знаете, дачный народ – это ведь целый культурный пласт, отдельная цивилизация. Какая-нибудь там «Игра Престолов» или «Марвелл» просто меркнут по сравнению со вселенной «Русская дача».
В этой Вселенной все жители поделены на касты и кланы, воюющие между собой и заключающие перемирия.
Есть, например, клан «Дачных Колдырей». Он состоит сплошь из одиноких мужчин лет за 40. Говорят, где-то далеко в городе у них есть семьи, но Колдыри не возвращаются к ним все лето и даже часть осени.
На их участке вы обязательно увидите «бухательную зону» со столиком, мангалом и какой-нибудь хлипкой крышей над головой. Все это будет обустроено Колдырем не богато, но с душой и любовью.
Колдыри никогда не опускаются до покупки алкоголя. Именно у них вы найдете самогонный аппарат, ну и, собственно, самогон. Причем не какой-то там обыкновенный, а созданный с такой глубокой историей и по такой сложной рецептуре, что Колдырь будет рассказывать вам обо всем этом часами. Всё с той же любовью и трепетом, естественно.
На участке Колдырей вы встретите и грядки. Но не ищите на этих грядках кабачки или патиссоны. «Быстрая закусь» – вот главная колдырская посевная культура. Причем по структуре этой закуси можно легко определить опытность и социальный вес Колдыря.
Скажем, если на его грядке вы видите помидоры – то это начинающий, неопытный, даже наивный Колдырь. У более продвинутых представителей клана произрастают лишь огурцы, зелень и редиска. У самых же матерых вы закуси не найдете и вовсе, потому что «Да смотри, какой здесь воздух! Аааа! Хууу!»
Давние враги колыдрей – клан «Дачных Бабушек». Причина непрекращающихся войн – шум по ночам и вытоптанные грядки на границе земель (участков). Сами Колдыри относятся к Бабушкам довольно спокойно и первыми войну не развязывают, однако признают, что «все эти бабки такие вредные».
Впрочем, не смотря на такое противоборство, клан Бабушек и Колдырей связывают древние родственные связи. Дело в том, что каждая бабушка, чаще всего, это вдова бывшего Колдыря. Колдыри досрочно уходят в иной мир, на их место из города приезжают вдовы, чтобы до конца жизни вести борьбу за спасение мира.
Союзник Бабушек – «Дачные Мамочки». Союзник это верный, но ситуативный, потому что проживает на даче не постоянно, а заявляется лишь на выходные – для игр с детьми на свежем воздухе.
Часто Мамочки приезжают не только с детьми, а еще с кошками, собаками, хомяками, енотами, удавами и прочей живностью, среди которой, почему-то, редко попадаются мужчины. А если все же попадаются – то тут же предают Мамочек, вступая в союз с Колдырями, присягая им на верность в бухательной зоне.
Возможно, поэтому Мамочки и не привозят с собой мужчин.
Следующий дачный клан – «Тусовщики». Состоит, в основном, из подростков и молодежи, родственной всем остальным кланам.
Это внуки Бабушек, дети Колдырей, племянники Мамочек – в общем, все те граждане 16-20 лет, у которых есть немного денег на пиво и сосиски, но нет места, где все это можно выпить и пожарить. Тусовщики совершают короткие, но массированные набеги (по 5-15 человек) на одну из дач, принадлежащую одному из их родственников.
Во время набегов Тусовщиков, все дачные кланы объединяются в единое целое, чтобы противостоять общей беде. В такие периоды даже от Колдырей вы можете услышать фразу: «Ох, ну что ж так шумно-то, а?».
Тусовщики, впрочем, не вступают ни с кем в конфликты. Вместо этого они занимаются уничтожением оккупированного участка – топчут грядки, вырывают всю зелень и огурцы (часто с корнем), ломают заборы и могут даже пустить скамейку на дрова.
Все эти ритуалы они совершают под громкую музыку из переносных колонок, однако не рассчитывайте услышать из этих колонок хоть одну знакомую ноту. Чаще всего до вас будет доноситься лишь однообразный бит и мямленье, отдаленно напоминающее человеческую речь.
Сами тусовщики называют свою ритуальную музыку – «Нью Скул». Это в противоположность «Бутырки» от Колдырей и «Музыки 90-х» от Мамочек. Бабушки музыку не включают по причине слишком сильной продвинутости данной технологии.
После отъезда Тусовщиков обратно в город наступает однодневное перемирие, во время которого все кланы вступают в диалог и обсуждают на уровне сплетен, как же сильно им всем досталось. На следующий же день жизнь Вселенной продолжается в привычном для всех русле…
Описать всех тонкостей Вселенной – не представляется возможным. Главное понять, что Дачная Вселенная – это действительно Вселенная, всецело окунувшись в которую, можно почувствовать себя в другой стране, в другой культуре, с особой этикой, обычаями, архитектурой и даже правилами ПДД.
Наблюдая за жизнью Дачи, я понимаю, насколько поверхностно и примитивно то понятие, которое мы называем «Путешествовать и познавать мир».
Представьте, сколько десятков и сотен тысяч иностранцев приезжает в Россию ежегодно. Многие из них хотят изучить русскую культуру, русскую жизнь. Для этого они мотаются по Золотому Кольцу, ходят в музеи, театры, даже выезжают на нашу природу.
Но разве можно представить, что хотя бы один иностранец поймет и прочувствует хотя бы 10% того текста, который я написал выше? И поймет ли он вообще, в чем суть, изюминка, особенность дачи, как уникального явления нашей культуры?
Конечно же, нет. Туристам дача недоступна и непонятна. А между тем – дача отражает нашу жизнь и наше общество в 100 раз более актуально, ярко и полноценно, чем какая-нибудь картина в Третьяковке.
Не почувствовав дачной жизни, не съездив с русскими мужиками на рыбалку, не покопав картошку, не пожив с пяток лет в нашей деревне или хотя бы провинциальном городке – разве можно считать, что иностранец хоть что-то понял о России?
И я пишу это не для того, чтобы как-то выделить именно Россию, повинуясь оголтелому патриотизму. Нет. Просто на примере нашей страны будет легче понять, что практически любое путешествие по любой стране – это всего лишь листание картинок, поверхностное наблюдение, театр, декорации, но точно не познание мира во всей его полноте.
Миклухо Маклай, несколько лет проживший с дикарями на тропических островах, познавал мир, потому что жил в той среде, которую он изучал. Но сейчас, когда люди за 4 недели проезжают 5 стран и называют это «Познанием мира»…
Нет, в чем-то они, конечно правы, познание мира в этом случае тоже присутствует. Но это познание уходит не дальше, чем познания итальянца о России, в которой он бывал лишь в музеях Питера, на пляжах Сочи и в платной экскурсии по Камчатке.
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что прожив в Таиланде почти 1 год, объездив его вдоль и поперек всеми видами транспорта, я так и не увидел Таиланда. Я увидел лишь то, что мне было «позволено» увидеть, как туристу, приезжему.
Ведь и у тайцев, конечно же, есть какой-нибудь аналог «Дачной вселенной». «Вселенная трущоб Бангкока» или «Вселенная чайных плантаций севера» – что я знаю о них?
Да ничего, кроме внешнего вида и пары диалогов с местными. Но взаимодействия людей в эти микромирах, все их традиции, местечковый этикет, неписаные правила, действующие только для данного социума – все это мне абсолютно неведомо. Чтобы понять это – нужно жить в той местности, нужно знать язык, наблюдать, разговаривать, повторять, испытывать.
Я пишу все это, как личное сожаление о том, что реальное познание мира мне недоступно. Точнее, мне доступно познание лишь нескольких миров.
От силы за всю жизнь я смогу успеть погрузиться в 4-5 подобных Вселенных, но ведь их тысячи по всему миру?… И когда я об этом думаю, мне становится грустно и обидно, что я никогда даже не узнаю об их существовании.
Автор: Азиз А.