Найти в Дзене
Москва памятная

Новодевичье кладбище, участок№6. (Часть шестая)

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала.

Судя по вашим многочисленным положительным откликам и комментариям на публикации, размещаемые мною на канале «Москва памятная» тема Новодевичьего кладбища вызывает интерес, что не может меня не радовать.
Поэтому я с удовольствием предлагаю вам продолжить знакомство с шестым участком знаменитого некрополя, но прежде хочу выразить благодарность за поддержку, которую вы мне оказываете. Каждый ваш лайк (палец вверх) и комментарий это, прежде всего помощь в развитие канала. Еще раз спасибо!

Ну а теперь продолжим нашу виртуальную экскурсию

Серов Владимир Александрович (1910-1968)

Знаменитый советский художник, живописец и график. Педагог. Профессор. Академик АХ СССР. Президент Академии художеств СССР с 1962 по 1968 год. Народный художник СССР. Лауреат двух Сталинских премий.
Наверное, нет ни одного человека рожденного в СССР, который не знал бы, пожалуй, самую известную его картину, ставшую хрестоматийной «Ходоки у Ленина». Однако кроме нее Владимир Александрович написал еще множество работ, о которых речь пойдет ниже.

Владимир Серов родился 21 июля 1910 года в селе Эммаус, Тверская область.
Способности к рисованию проявились у него еще в детстве, и сразу после школы он едет в Ленинград, где поступает в Институт живописи, скульптуры, архитектуры (бывшая Императорская Академия художеств). Учится в мастерской Василия Савинского. В 1931 году, как один из лучших выпускников получает приглашение в аспирантуру, где его наставником был знаменитый художник Исаак Бродский.
С 1933 по 1942 Владимир Александрович Серов преподавал в ЛИЖСА.
В 1941-1948 годах был председателем Ленинградского Союза советских художников.
Категорически отказался эвакуироваться из Ленинграда во время блокады и пережил все 872 страшных дня вместе с жителями города ставшего ему второй Родиной. Он не только выжил, он работал в творческом объединении ленинградских художников «Боевой карандаш».
Серов стал автором известных плакатов военных лет.

Кроме того именно в блокадном Ленинграде были написаны такие известные его картины, как
«Ледовое побоище», «Последний патрон», «Балтийский десант».

Владимир Серов работает над картиной «Последний патрон». Блокадный Ленинград. 1942. Фото С. Струнникова, известного фронтового фотокорреспондента.
Владимир Серов работает над картиной «Последний патрон». Блокадный Ленинград. 1942. Фото С. Струнникова, известного фронтового фотокорреспондента.

После снятия блокады В.А. Серов принимал активное участие в восстановлении художественной жизни города на Неве.

В послевоенное время жил и работал в Москве, совмещая творчество с активной общественной деятельностью.
Кроме живописных полотен хранящихся сегодня в Третьяковской галерее, Русском музее и других культурных центрах нашей страны Серов создал ряд иллюстраций к произведениям отечественных классиков: поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», роману Льва Толстого «Война и мир», произведениям Александра Пушкина, Максима Горького. Так же ему принадлежит серия графических работ «Слово о полку Игореве».

Скончался Владимир Александрович Серов 19 января 1968 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №6.

-5

Сперантова Валентина Александровна (1904-1978)

-6

Советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Лучшая актриса-травести (исполнительница детских ролей) за всю историю отечественного театра.

Родилась в городе Зарайске Рязанской губернии. Там же впервые вышла на сцену любительского театра, которым руководила её землячка, известный скульптор А. С. Голубкина.
В 1925 году окончила Государственный институт театрального искусства и сразу была приглашена

в Первый Государственно педагогический театр (с 1931 — Государственный Центральный театр юного зрителя, ныне — Московский ТЮЗ).
Миниатюрная фигура и звонкий голос идеально подходили для амплуа травести, благо недостатка в детских ролях в репертуаре детского театра небыло.
Валентина Сперантова переиграла десятки ролей мальчиков и девочек из разных времен и разных национальностей.
Среди сыгранных ею персонажей были и Немецкий пионер и китайчонок Ши Тао, средневековый нищий Том Кенти ставший принцем и советский пионер Шура Бадейкин. Она по очереди играла Герду и Кая в «Снежной королеве» и Ваню Солнцева из «Сына полка». Ею впервые на сцене был создан образ пионера-героя Володи Дубинина в спектакле «Улица младшего сына».

Список сыгранных ею ролей насчитывает десятки пьес, а ведь были еще мультфильмы, спектакли на радио, и озвучивание персонажей телевизионных детских передач.
Начиная с середины 50-х годов, в театре Валентина Александровна перешла на возрастные роли тетенек и бабушек. Тогда же она начала сниматься в кино.
Первая её роль бабушка Сима в фильме «Алеша Птицин вырабатывает характер». В дальнейшем все её героини так же были дамами в возрасте, но голос то оставался все таким же по мальчишески звонким. Сейчас мало кто помнит, что именно Валентина Александровна вела на радио передачу «Пионерская зорька», а на телевиденье её голосами разговаривали первые персонажи передачи «Спокойной ночи малыши» (Шустрик и Мямлик).

Скончалась Валентина Александровна Сперантова 7 января 1978 года. Похоронена на шестом участке Новодевичьего кладбища.

-7

Урбанский Евгений Яковлевич (1932-1965)

-8

Замечательный советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.
Родился в Москве в семье ответственного партийного работника, который был репрессирован в 1938 году.
Когда в 1946 году отец из лагеря был переведен на «вольное поселение» в Инте (республика Коми) вся семья перебралась к нему.
Окончив школу Евгений, вернулся в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ, которую успешно окончил в 1957 году, и был принят в труппу Театра имени Станиславского.
Обладал выразительной «плакатной» внешностью. Его однокурсник Олег Табаков вспоминал:

«Женя был похож на шахтёра, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый».

Узнав в 1956 году, что на «Мосфильме» режиссёр Юлий Райзман приступил к съёмкам фильма «Коммунист», он явился на киностудию и предложил себя на главную роль.
Супруга Урбанского Дзидра Ритенбергс вспоминала:

«В фильме он сыграл своего отца. Он часто повторял: «Мой отец был настоящим коммунистом и, как многие тогда, верил всему, что говорили от имени партии».

На следующий день после премьеры Евгений Урбанский проснулся знаменитым. Фильм имел огромный успех в СССР и собрал множество призов на международных фестивалях.
Урбанский был первым советским актером, получившим официальное приглашение в Голливуд на главную роль. Причем речь не шла, о каком то конкретном фильме. Ему предлагали самому выбрать сценарий фильма и роль, в которой он пожелает сняться.

Конечно, такой проект в те годы был невозможен, но как говорится сам факт, свидетельствует о многом.
Не менее громкий успех выпал на долю фильма «Чистое небо» где Урбанский сыграл роль летчика, на долю которого выпали тяжелые испытания, но он сумел выйти победителем из схватки с судьбой, несправедливостью и перебороть самого себя. Всего Евгений Яковлевич успел сняться в пяти кинокартинах. На съемках фильма «Директор» где он играл главную роль, актер погиб при исполнении сложного автомобильного трюка. Ему было всего 33 года.

Похоронен Евгений Яковлевич Урбанский на 6 участке Новодевичьего кладбища.

-9

Чуковский Николай Корнеевич (1904-1965)

-10

Писатель, поэт, переводчик. Сын Корнея Ивановича Чуковского.
Родился в Одессе Детство и юность провёл в Петербурге и Куоккале дачном поселке близ тогдашней столицы.
Рос в атмосфере творческой, был знаком с виднейшими представителями поэзии Серебряного века, видными художниками, музыкантами, постоянно бывавшими в доме родителей.
Начинал как поэт, участвовал в работе литературной студии «Звучащая раковина», которой руководил Николай Гумилёв. В 1921 году сблизился с литературной группой «Серапионовы братья».
В 1922—1928 годах публиковал стихи, но после выхода сборника «Сквозь дикий рай» полностью переключился на прозу и переводы.
Стал одним из основоположников, научно популярной, познавательной и историко-приключенческой литературы для детей.
Я сам в детстве зачитывался его книгами «Русская Америка», «Капитан Джеймс Кук», «Навстречу гибели: Повесть о плавании и смерти капитана Лаперуза», «Путешествие капитана Крузенштерна», «Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях» и многих других. А его переводы Стивенсона, Джека Лондона, Марка Твена, Артура Конан Дойла и других классиков, до сих пор считаются одними из лучших.
В 1939 году призван в армию. Участник советско-финской войны. С первого дня Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот».
Участник обороны Ленинграда, во время блокады оставался в городе.
Военные впечатления вылились в повесть «Морской охотник» и самое большое произведение писателя, роман «Балтийское небо». Оба произведения впоследствии, были экранизированы.
Скоропостижно скончался во сне 4 ноября 1965 года. Похоронен на шестом участке Новодевичьего кладбища.

-11

Шевкуненко Юрий Александрович (1919-1963)

-12

Советский сценарист, драматург, кино функционер. Автор пьесы «Сережка с Малой Бронной», которая шла во многих театрах Советского Союза. Автор сценария к фильму "Бухта Елены".
Был директором 2-го творческого объединения «Мосфильма» и возглавлял партийную организацию крупнейшей в стране киностудии.

Умер, когда сыну было всего 4 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище 6 участок.
Скончался от онкологического заболевания в 1963 году.

-13

В настоящее время этого человека помнят исключительно, потому что он был отцом криминального авторитета по кличке Артист, возглавлявшего в 90-е годы Мосфильмовскую ОПГ.

Шевкуненко Сергей Юрьевич (1959-1995)

-14

Родился в семье Юрия Александровича Шевкуненко и Полины Васильевны Шевкуненко работавшей ассистентом режиссёра на «Мосфильме». Был поздним ребенком. Когда не стало отца, ему было всего 4 года. В 1972 году его старшая сестра, которая фактически заменила маму , постоянно пропадавшую на съемках уехала на ПМЖ в США. Что бы не оставлять сына без присмотра мама начала брать его с собой на съемки.
Первые небольшие роли он сыграл в фильмах «Сестра музыканта» и «Пятьдесят на пятьдесят», а затем его утвердили на главную роль в телевизионном фильме «Кортик». Картина имела большой успех, и через год вышло её продолжение «Бронзовая птица».
Этими двумя большими ролями Сергей Шевкуненко заявил о себе, как о подающем большие надежды молодом актере.

Следующей его ролью стал роль юного таежника Мити проводника экспедиции приехавшей на поиски золота в фильме Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция».
К сожалению, она же была и последней. На съемках юный актер вел себя не лучшим образом и в конце концов режиссёр исключил его из героев второй части «Золотая речка».

Ну а дальше ничем не занятый пацан пустился во все тяжкие. Бросив школу, он целыми днями болтался без дела во дворе. Первый срок - 1 год, получил за хулиганство. Дальше были кражи со взломом и без, подозрения в убийстве, которое не подтвердилось, наркотики и прочие «Прелести жизни». В лихие 90-е Артист вошел в ранге рецидивиста, криминального авторитета, и главы Мосфильмовской преступной группировки, действовавшей в районе Мосфильмовской улицы и прилегающих к ней окрестностей.
11 февраля 1995 года, был застрелен в собственной квартире. Вместе с ним погибла и мама Полина Васильевна Шевкуненко.
Мать и сына похоронили на 6 участке Новодевичьего кладбища рядом с отцом.

-15

Шелепин Александр Николаевич (1918–1994)

-16

Видный советский комсомольский, партийный и государственный деятель.

Ровесник ВЛКСМ, которому в дальнейшем был обязан всей своей карьерой. Да же когда он был членом политбюро и находился на самой верхушке власти, старшие товарищи не называли его иначе, чем Комсомолец.
Родился в Воронеже. Отец Николай Георгиевич служил на железной дороге.
Еще в школе начал двигаться по комсомольской линии. Был секретарем сначала школьной затем институтской комсомольской организации.
Участвовал в советско-финской войне 1940 года в качестве политработника. Тогда же вступил в ВКП(Б).

Перед Великой Отечественной войной работал в Московском городском комитете ВЛКСМ.

Осенью 1941 года занимался формированием диверсионных групп для проведения диверсий в тылу врага. В одну из таких групп входила Зоя Космодемьянская. После того как подвиг юной партизанки получил широкий общественный резонанс, часть ее славы пролилась и на Шелепина.

В октябрьском деньке,
невысоком и мглистом,
в Москве, окружённой немецкой подковой,
товарищ Шелепин,
ты был коммунистом
со всей справедливостью нашей суровой…

писала в своей поэме «Зоя» Маргарита Алигер.

С мая 1943 года Александр Николаевич Шелепин секретарь, а с 1949 года второй секретарь ЦК ВЛКСМ. В 1952—1958 годах первый секретарь ЦК ВЛКСМ.

Активно поддерживал Н.С. Хрущева. Был руководителем оргкомитета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.

В 1958 году был назначен Хрущевым на пост председателя КГБ. Фактически занимался реорганизацией и чисткой старого аппарата. Из органов было уволено несколько тысяч человек, которых активно меняли на выходцев из комсомола.

Добился досрочного освобождения из заключения Василия Сталина.

За три года, которые Шелепин находился у руля КГБ вся структура «конторы глубокого бурения» была переориентирована исключительно на разведывательную и контр разведывательную деятельность, полностью отказавшись от борьбы с врагами внутри страны.

В 1961 году на 22 съезде партии избирается секретарем ЦК КПСС.

Во время народных волнений 1962 года в Новочеркасске вместе с А.П. Кириленко находился на месте событий и был одним из инициаторов применения войск против «распоясавшихся смутьянов». В ноябре 1962 года возглавил вновь образованный Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совете министров СССР.
Вместе со своим приемником на посту председателя КГБ СССР В.Е. Семичастным стал инициатором и организатором смещения Н.С. Хрущева со всех постов.

Шелепин и Семичастный понимали, что в силу своей относительной молодости, 46 и 40 лет, не могут рассчитывать сразу на высшие посты в государстве, поэтому сделали ставку на достаточно мягкого, но имевшего определенный авторитет и популярность в народе Л.И. Брежнева, от которого в будущем собирались избавиться, а первое время прикрываться как ширмой.

Однако сам Брежнев планов соратников «комсомольцев» не разделял. Шелепина сразу же назначили «постоянным главой» разного рода партийной-правительственных делегаций и постоянно отправляли то в Монголию, то во Вьетнам, то на Кубу.

С 1967 года «Железный Шурик» как за глаза называли Шелепина еще со времен, службы в КГБ стал главой ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных союзов). Работа заключалась в основном в зарубежных поездках и встречах с братьями по классу. В этих поездках по свидетельству многих очевидцев Шелепин начал сильно пить и порой допускал выходки не хуже тех, которыми позже прославился первый президент свободной России. В 1975 году в Лондоне против визита делегации во главе с Шелепиным прошла акция протеста. Формально это стало поводом для освобождения Александра Николаевича от занимаемой должности и выведения из состава Политбюро ЦК КПСС.

В 1975—1984 годах работал заместителем председателя Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию.

В 1984 году отправлен на пенсию, естественно персональную.

Скончался А.Н. Шелепин 24 октября 1994 г. Похоронен на 6 участке Новодевичьего кладбища рядом с отцом.

-17

На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться.
Мы закончили осматривать шестой участок Новодевичьего кладбища, но естественно не закончили нашу виртуальную экскурсию по этому, интереснейшему некрополю.
Буквально завтра мы с вами начнем изучать участок № 7.
А сейчас прежде чем попрощаться я хочу
пригласить всех желающих посетить мою страничку В контакте.
Дело в том, что некоторые материалы которыми я хотел бы с вами поделится не подходят по формату или другим причинам для размещения на этом канале. Поэтому я решил размещать их там.
Это не дублированный контент а новые публикации, которые возможно будут вам интересны.
Заходите, читайте, при желании вступайте в группу. Я буду очень рад.
А пока всего доброго и до скорой встречи

Читайте на нашем канале

Новодевичье кладбище, участок №6.

Новодевичье кладбище. Продолжение обзора участка №6.

Новодевичье кладбище, участок №6. Продолжение виртуальной экскурсии.

Новодевичье кладбище, участок№6. (Часть четвертая)

Эти и еще более 130 публикаций на канале «Москва памятная»