Лицо на портрете было странно знакомо, но вот кто такой этот Константин, и что я о нем знаю, кроме эпизодического мелькания в учебнике по российской истории во время восстания декабристов, не в последнюю очередь спровоцированного его странным поведением после смерти брата - императора Александра 1? Мы и о царях то наших прежних знаем в лучшем случае только то, что они были, а уж родственники их и вообще почти полностью позабыты. Между тем, встречались среди них весьма интересные личности...
Константин Павлович Романов ( 1779 - 1831 гг.) - некрасивый, грубым, курносым и непородистым лицом похожий на своего отца, Павла 1, долгое время был вторым, после своего старшего брата Александра, кандидатом на российский престол.
Само его имя, данное при рождении бабкой - императрицей Екатериной Второй, было выбрано с глубоким значением и с установкой на великую роль в истории - роль правителя, который сокрушит Османскую империю и восстановит на ее обломках под своим началом империю Византийскую, столицей которой будет Константинополь. Сегодня это кажется идеей совершенно бредовой, но в те времена, в эпоху многочисленных и успешных для России войн с Турцией, ее реализация представлялась многим делом самого ближайшего будущего.
Екатерина взялась за дело серьезно. У Константина была кормилица гречанка, воспитатель грек, его окружили для детских игр и компании сверстниками греками, и на перспективу в Спб был учрежден греческий кадетский корпус. Естественно, и язык, на котором говорили не древние, а современные ему греки Константину тоже пришлось учить.
Методы дали обратный эффект. Константин, будучи взрослым, не только не сочувствовал грекам, но и вообще считал их бунтовщиками, восстающими против законного правителя - султана.
Константин был человеком мужественным и храбрым. С юности он проявил склонность к воинскому делу. В 20 лет принимал участие в суворовских походах, при этом не отсиживаясь в тылу армии, а идя с солдатами в сражение и вдохновляя их своим примером. Он шел пешком трудные альпийские переходы вместе с рядовыми солдатами, воодушевляя их, и был рядом с ними в самых опасных местах. Это его поведение произвело настолько глубокое впечатление на его отца, императора Павла Первого, что он, желая продемонстрировать свое благоволение Константину, присвоил ему официально титул цесаревича, который присваивался только престолонаследнику. Такой же титул уже носил старший сын Павла - Александр, и подобное присвоение нарушало все правила престолонаследия.
Вообще, не только внешне, но и характером Константин походил на отца, что определенно вызывало у того особую к нему симпатию.
Он был упрям, необузданно вспыльчив, но одновременно добр и прям характером. Эта сильная схожесть с отцом и трагическая судьба последнего и были причиной панического страха перед троном, появившегося у Константина после убийства Павла.
Константин связал с армией всю свою жизнь. При этом - с армией действующей. Он был боевым офицером и участником всех значимых битв с французами времен наполеоновских войн. Лично участвовал в сражениях, несмотря на то, что занимал высокие командные должности. За храбрость получил в награду золотую шпагу. В стране и в армии его уважали и любили как человека умного и великого труженика. С 1801 года он официально был наследником престола (после смерти отца и воцарения старшего брата Александра 1).
Но этот храбрый и умный человек не видел себя правителем. Он панически боялся трона, будучи уверен, что его задушат так же, как задушили отца. Он не боялся открытых сражений, но очень боялся интриг.
Еще при жизни старшего брата он письменно отрекся от престола. Это было тайное отречение, не известное широким массам, обнародованное только после внезапной и странной смерти Александра 1, и изначально не воспринятое в стране. Не было такого примера в нашей истории, чтобы человек законно получил громадную власть и сам, добровольно, от нее отказался. Да и в иностранной истории таких случаев я что то не припомню... 25 дней его считали императором и Самодержцем Всероссийским Константином 1, и ему пришлось еще два раза подтвердить свое твердое нежелание принять бремя государственной власти, до тех пор, пока его наконец не услышали, и не осознали, что это решение твердое, окончательное и изменению не подлежит.
До конца жизни он именовался цесаревичем, но уже чисто формально. Реальным наследником, после взошедшего на трон Николая 1, остался только младший из братьев - Михаил...
Все последние годы жизни он посвятил Польше. Сперва - как организатор и главнокомандующий польской армии (напомню, Польша тогда входила в Российскую империю), затем - как наместник Царства Польского. Поляки любовью к царскому наместнику не отметились. Он много для них делал, но перечеркивал это своим вспыльчивым характером и прямотой. К примеру, он терпеть не мог католическое духовенство, и совершенно не умел это скрыть или как то смягчить. Он не любил балов, и в бытность свою в Варшаве ни разу не устроил ни одного светского приема, чем тоже сильно разочаровал польскую знать. В общем, Константин был солдат, а не дипломат. И в итоге, в 1830 поляки устроили восстание, развернувшееся в натуральные военные действия с двух сторон.
В это же время в России началась эпидемия холеры, перекинувшаяся и на русскую армию. Константин находился в Витебске, когда болезнь дошла до него. Заражение развивалось стремительно, и через 15 часов мучений Константин умер. Похоронен он был в Спб, в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.
Он проявил себя замечательным военным организатором, который умел сделать порученные ему войска первыми среди всех европейских армий. Как боевой генерал он проявил большие дарования, и был настоящим последователем суворовской школы, делая ставку на быстроту и натиск.
Но как политик и государственный деятель он потерпел фиаско, главным образом из за своего прямого характера и полного отсутствия дипломатичности и гибкости, так что отказываясь, в свое время от престола, Константин действительно весьма реально оценивал свои дарования. Вернее - их отсутствие.
В жизни вне службы он был душой нараспашку. Имея громадное состояние, одевался в поношенный сюртук, был очень скромным в быту, но зато очень много помогал деньгами простым солдатам и офицерам. Он запросто приходил к ним в гости, крестил у них детей, шутил и балагурил с ними. У него было что на уме, то и на языке. Весь такой земной, шумный, любивший анекдоты и крепкое словцо.
Но и вспышки гнева тоже имели место быть. Современники вспоминали случаи его ужасной с их точки зрения грубости. Например, однажды, он разозлившись, сорвал с офицера фуражку. После этого все офицеры полка подали в отставку. И что сделал Константин? Он извинился! Вот интересно, можно ли представить эту ситуацию в нынешних условиях?...
Как складывалась личная жизнь нашего героя?
Константину едва исполнилось 14 лет, как его бабка Екатерина начала усиленно подыскивать ему невесту. Большим козырем в пользу Константина был тот факт, что он являлся вторым кандидатом на престол грандиозной империи.
Искали широко и очень строго. После просеивания большого количества принцесс, выбор пал на дочерей Франца Фридриха Антона Саксен-Кобург-Заальфельдского. Это была крепкая достойная немецкая герцогская семья. Родители, хорошо образованные люди, поощряли образование своих детей, которых было 10 , и из которых три дочери были уже на выдание. Известие, что одна из них может стать женой российского принца было встречено с большой радостью. Мать и трех дочерей пригласили на смотрины в Петербург. Они явились, и вспоминали потом, что чувствовали себя очень неловко, будучи так бедно одетыми на фоне облитой бриллиантами российской знати.
Смотрины начались еще при выходе принцесс из кареты, императрица с придворными наблюдала за ними из окна. Вот, как вспоминает этот момент современник ...Старшая принцесса быстро выскочила из экипажа на лестницу; вторая хотела сделать то же,оступилась и упала; но последняя вышла из экипажа и взошла на ступеньку спокойно и с достоинством — это понравилось Екатерине и она сказала: «C’est la derniére» (Эта, последняя)... Последней была младшая - Юлиана-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская (1781 - 1860 гг.)
Сам Константин, которому было 16, жениться не хотел, но выбора ему не оставили. Когда из трех сестер, наконец, была выбрана 14 - летняя Юлиана, он начал с ней общаться, делая это в собственной шокирующей девочку манере. Например, мог в 6 утра заявиться к ней в комнату с трубами и барабанами и заставить играть марш.
Юлиана приняла православие и стала называться Великой княжной Анной Федоровной. В 1796 году молодые обвенчались.
Дикие выходки Константина продолжались. Он ревновал жену, устраивал ей сцены, вел себя непредсказуемо и часто оскорбительно. Через три года жена уехала к родителям якобы лечиться, и отказалась возвращаться. Но семьи с двух сторон сгруппировались и вернули ее к мужу. Однако через несколько лет ей все таки удалось сбежать. Развелись они только в 1820 году. К этому времени Анна Федоровна родила уже двух незаконных детей от разных любовников, купила поместье и жила в нем спокойной тихой жизнью.
А Константин просто любил другую. Сестру любовницы своего брата Александра, княжну Жанетту Антоновну Четвертинскую (в браке Вышковскую, 1777 - 1854 гг. ).
Жанетта принадлежала к древнему ополяченному княжескому роду, который вел свое происхождение от Рюрика. Она не была красива, и не отличалась приветливостью. Но с Константином как раз прекрасно ладила. Он был влюблен в нее еще до женитьбы. А когда жена сбежала, был намерен с ней развестись и жениться на Жанетте. Но его мать (Екатерины к этому времени уже давно не было), запретила ему этот брак, поскольку он был неравным, и лишал права на престол его будущих наследников.
Жанетта долго была рядом с Константином, но... Однажды он выбрал другую, а она в 1816 году приняла предложение руки и сердца польского шляхтича графа Северина Вышковского. Они оба были бедны, однако Александр Первый, когда то любивший ее сестру, обеспечил ей отличное приданое. Конец истории неожиданный. Ее муж был ярым польским патриотом, и все русское ненавидел. Со временем и она отрезала все воспоминания о России и навсегда поселилась в Европе.
А что же Константин?
Нашел ли он, наконец, свое счастье?
Да.
В 1815 году, на балу, которые он терпеть не мог, Константин Павлович увидел другую Жанетту - тоже полячку - графиню Жанетту Антоновну Грудзинскую ( 1795 - 1831 гг.)
Современник описывал ее так: ... Жанетта Антоновна не была красавица, но была красивее всякой красавицы. Белокурые, струистые и густые кудри её, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облегающая её нравственная свежесть и чистота.
Константин немедленно влюбился. И как только в 1820 году развелся с первой женой - сразу же женился на Грудзинской. Она получила титул княгини Лович. Это был неравный брак, на который Константин потом сослался, как на аргумент против своего вступления на престол.
Жили они счастливо, а умерли с перерывом в несколько месяцев. Княгиня Лович не смогла пережить боль утраты своего супруга...
Про сына Константина и его длительные отношения, накладывающиеся на предыдущий рассказ смотрите здесь:
Портреты алчной авантюристки Жужу и сомнительных потомков ВК Константина Павловича от этой женщины.
Пы.Сы. по поводу замалчивания мною неприглядных сторон биографии Константина.
Он был членом императорской семьи, кандидатом на престол, действующим военным офицером и наместником в Польше. Его, как и всю династию Романовых, как и Российскую империю ненавидело слишком много людей, чтобы стоило повторять все грязные слухи, которые осознанно распускались, а потом были подхвачены рядом советских историков исключительно из конъюктурных соображений. Поскольку я знакома с разными авторами, писавшими об истории России, я знаю, что некоторые представляли ее историю в таком свете, как будто не было хуже места на земле. Что совершенно не соответствует реалиям. Так же и с биографией Константина - жареные факты начинают расползаться, когда детально рассматриваешь настоящие обстоятельства. Пересказ же грязных сплетен не входит в мои задачи.