Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Сегодня Узбекистан все глубже погружается в ковидную пропасть. Во вторник был побит абсолютный рекорд по выявлению новых инфицированных. За сутки было зафиксировано 684 больных, и это при том, что идет третья неделя жесткого карантина, объявленного 10 июля.
Что делать в такой ситуации, кто виноват, зачем власти продлевают карантин дальше и когда все это закончится? Об этом корреспондент Podrobno.uz поговорила с доктором медицинских наук, эпидемиологом Жамилей Рамановой.
– Прежде всего, интересует Ваше мнение о продлении карантина. Насколько сейчас эта мера необходима, ведь прошедшие три недели не повлияли на сокращение числа заболеваний?
– Как специалист, я поддерживаю наше правительство, и, конечно, понимаю население, которое уже устало от этих мероприятий. Я считаю, это наиболее оптимальный метод погасить серьезную ситуацию с большим количеством заболевших и действительно эффективный метод профилактики.
С точки зрения экономической ситуации – нашим людям сейчас очень тяжело, но нам необходимо разобщить коллектив и общество для того, чтобы не появлялось еще большего количества единовременно зараженных. Система здравоохранения ни одной страны не выдержит несколько тысяч новых случаев заражения ежедневно.
Карантин – это оптимальный метод. Да, он сложный, но я поддерживаю именно такой способ борьбы с коронавирусом.
– Если обратиться к опыту России, у них в день идет заражение по 5-6 тысяч человек, умирает около 100. Но они придерживаются более мягких мер в отношении ограничений. Что Вы можете сказать на этот счет?
– Действительно, в России выявляемость новых случаев заражения значительно больше, чем у нас. Но здесь важно понимать, что численность населения и площадь страны тоже больше, что позволяет системе здравоохранения России справляться с таким количестом больных.
Но есть и другой очень важный момент в этой статистике. Сейчас никто не может назвать точное количество заболевших, ни в России, ни в другой стране. Речь всегда идет о количестве протестированных, которые получили положительный результат на коронавирус.
Сама инфекция такова, что 70% населения – бессимптомные носители, именно они опасны, потому что у них нет клинических симптомов, они прекрасно себя чувствуют, но при этом вирус находится в их организме и является источником инфекции, а сами люди ее переносчиками.
Поэтому поведение каждого из нас в социуме, личная ответственность за то, что мы можем быть носителями и заражать других, влияет на то, каким образом проходит карантин.
– Я бы все-таки хотела акцентировать внимание на принятии решений властями. Мы видим, что во многих странах людей, как говорится "отпустили", а у нас больше похоже на то, что "сверху" перестраховываются…
– Я думаю, что ослабление карантина, которое было в июне, выявило немало проблем. Во-первых, это наша ментальность. Мы любим собираться в кругу родственников, а семьи у нас большие, и это всегда скопление большого количества людей. А еще нам обязательно надо увидеть друзей. В результате, люди стали отмечать свадьбы, дни рождения. Я сама узбечка и выросла в Узбекистане, поэтому понимаю, что это значит для местного населения.
Но, с другой стороны, в Узбекистане сейчас очень серьезная ситуация, и люди должны понимать, что мы все, как на войне. Да, Россия "отпустила" людей, но необходимо учитывать, что наш менталитет отличается от того, который характерен для людей в Российской Федерации или в странах Европы.
Во-вторых, при первом карантине многие люди не обратили серьезного внимания на необходимость соблюдения ограничительных мер. Люди не верили, что есть вирус, есть такая опасность для пожилых, для больных сахарным диабетом, онкологией, ВИЧ, страдающих от ожирения.
В результате ситуация оказалась такой, как она есть сейчас. У нас много выявляемых. Однако часть населения продолжает вести себя, как и до этого: маска снова спущена, люди продолжают встречаться семьями. И это снова наша ментальность. Многих просто совсем не заботит, что эпидемиологическая ситуация в республике ухудшилась. Поэтому карантин необходим для ограничения всех нас именно от того, чтобы собираться. И это жирная точка на всевозможных мероприятиях.
Пока каждый из нас серьезно не возьмет ответственность за себя и окружающих, эта ситуация с ограничениями будет продолжаться. Недавно в социальных сетях я прочитала пост девушки: "Ало народ, кроме нас самих никто нам не поможет!" Да, действительно, мы сами должны отвечать за свое поведение, свое здоровье.
Чем отличаются от нас, например, европейцы. Они, заразившись инфекцией, не выходят на улицу, не общаются с близкими, хотя в принципе, у них все это разрешено. У них есть послабления в карантине, но при этом они сами себе установили правила поведения для сохранения жизни. Постепенно и мы будем вынуждены прийти к тому, что сами отвечаем за свое здоровье. Нам надо к этому идти, если хотим сохранить здоровье наших родителей и детей.
Средняя Азия – это регион, где люди любят общение. Это положительный момент с точки зрения психологии. Но с учетом реалий времени – это плохо для развития эпидемиологической ситуации. При этом важно понимать, что карантин – временное явление, через которое надо просто пройти. Все мероприятия, которые проводятся сегодня, направлены на одно – пройти эпидемию с наименьшими потерями.
Около 70% населения встретятся с этим вирусом и переболеют. Но можно по-разному пройти эпидемию. Либо будет как в Италии, когда 70% сразу одновременно заразятся, переболеют и нагрузят систему здравоохранения, а можно сделать так, чтобы большое количество людей переболели вирусом, но постепенно. И мы стараемся идти по второму пути.
При этом обязательно должны проводиться профилактические мероприятия. Это самоизоляция, ношение масок и перчаток. Мы потихоньку привыкаем к этому.
Следующий важный момент – при легких случаях протекания болезни населению необходимо научиться доверять первичному звену здравоохранения, обращаться к семейным врачам в поликлинику. Тяжелобольные должны получать специализированую медицинскую помощь под контролем узких специалистов. И эта цепочка уже начала работать. У нас должно сформироваться четкое понимание последовательности действий при подозрении на COVID-19.
В обычной жизни мы привыкли, что у каждого из нас есть свой врач, с которым можно проконсультироваться по телефону, назначить прием. Но сейчас все по-другому. Надо взять себя в руки, и, главное, понять, что ответственность за распространение вируса лежит на всех нас, и на каждом отдельно взятом человеке.
– Есть ли у врачебного сообщества понимание, какого показателя мы должны достичь, чтобы выйти на пик болезни, после которого начнется плато и снижение?
– С точки зрения эпидемиологии вирус контролировать очень сложно. Мы не можем сказать, что завтра будет тысяча зараженных, послезавтра пять тысяч или наоборот ни одного случая. Все зависит от того, как мы, люди, сейчас будем себя вести.
Сейчас важно сохранить результат, когда в сутки выявляются 500-600 человек, в идеале, конечно, хорошо бы понизить этот показатель, но сейчас, с таким отношением населения к карантинным мероприятиям, это вряд ли возможно.
Мы видим, что идет большая нагрузка на систему здравоохранения. Здесь важно не столько распространение вируса, сам "ковид" мы не можем обезвредить, противовирусных препаратов против него нет. Необходимо менять поведенческий характер. Важно разобщение, самоизоляция, использование средств индивидуальной защиты.
К ношению масок все относятся по-разному, но лучше подстраховать себя и окружающих. При этом не нужно носить одну маску в течение месяца, а нужно каждые три-четыре часа менять на новую.
Многие говорят, что маски дорогие, а денег и так нет. Тогда возьмите многоразовые, их можно постирать и обязательно погладить. Если нет другого выхода, то можно пойти этим путем. Это лучше, чем ходить совсем без масок.
– Хочется задать вопрос про наши базары. Они безопасны для посещения людей?
– Прежде всего у нас есть группа риска – это люди в возрасте 60 лет и старше, я бы рекомендовала этим людям вообще не ходить на базары. В каждом квартале, районе есть небольшие магазины недалеко от дома. Там продают все необходимые овощи и фрукты, возможно, немного дороже, но ведь на кону жизнь человека. И еще раз повторюсь, возрастным людям рекомендуется поберечь себя. У них есть дети, родственники, которые бы могли помочь в этом вопросе.
Сегодня любое место скопления людей, а особенно, где нет дистанцирования, представляет риск для заражения. Я понимаю, что на базаре дешевле, можно выбрать из большего числа вариантов, но с точки зрения эпидемиолога, скажу, что лечение потом выйдет намного дороже. А здоровье и вовсе бесценно.
Я против того, чтобы закрывать базары, овощи и фрукты необходимы организму, к тому же это вопрос экономики. Поэтому необходимо, чтобы молодые взяли на себя эту ношу и ходили сами на базары для своих пожилых родственников.
С точки зрения безопасности – базары все обрабатываются, есть дезинфицирующие туннели. Там все делается для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Они должны работать, но туда не должны ходить люди, находящиеся в группе риска.
– Скажите, у отечественных медицинских работников есть какие-то площадки, онлайн-группы, где вы обсуждаете происходящее, что-то советуете, решаете?
– Да, конечно. Если раньше у нас были разграничения по направлениям, то сегодня – это не так. Мы объединяемся, дискутируем, помогаем друг другу.
У меня в мессенджерах порядка 40 групп, где врачи обсуждают ситуацию, схемы лечения, проводят свои маленькие исследования. Есть группа, где отслеживается эпидемиологическая ситуация на уровне всей страны, есть отдельно группы, где обсуждаются мировые исследования по коронавирусу, мы получаем новые документы, переводим их и дискутируем. Мы все время в контакте с коллегами разных специализаций.
Еще один важный момент, сейчас у нас есть возможность контактировать со всем миром. В день проходит от 5 до 8 различных онлайн-конференций по теме коронавируса.
– Нужно ли обрабатывать поверхности хлоркой или средствами, содержащими хлор? Необходима ли обработка купленных товаров, а также подъездов, лифтов, дверей квартир?
– Я знаю, что люди в социальных сетях очень активно обсуждают вопросы, почему некоторые подъезды обрабатывают, а некоторые – нет. Кому-то это нравится, а кому-то – нет.
Государство вкладывает средства в обработку для того, чтобы предупредить распространение заболевания среди населения. Если обрабатывают ваш подъезд или дом хлоркой, вероятно, ситуация в этом районе не самая благоприятная. Таким образом проводятся профилактические мероприятия.
Может быть это некомфортно и неприятно, но, наверное, можно перетерпеть этот запах, но зато не заболеть. В некоторых районах не проводят обработку, это значит, что эпидемиологическая ситуация там более стабильная, поэтому власти не тратят на это лишние средства.
Если вы – человек, который боится заболеть, и считаете, что вам нужно обрабатывать свой дом, делайте это обязательно в перчатках. Насчет обработки пакетов и упаковок, купленных товаров, скажу по себе – я этого не делаю.
Тем не менее, мыть руки с мылом, носить с собой антисептик, когда нет воды, чтобы обработать руки после контакта с предметами – важное требование времени.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.