Часть 1, Обзор фильма "Фантазм" (1979)
Часть 2, Разбор первых двух фильмов (1979 и 1988)
Phantasm III: Lord of the Dead (1994)
Стилистически, третий фильм можно назвать попыткой усидеть на двух стульях. С одной стороны, это всё ещё боевик и слэшерность тоже сохранилась, пускай и в меньшей степени чем во второй части. Атмосфера фильма во многом близка ко второй части и, так же как и вторая часть, бесконечно далека от атмосферы самого первого фильма. С другой стороны, сюжет стал существенно более непредсказуемым, вернулась некая артхаусность, причем в явно больших количествах чем в первом фильме. Помимо этого, из всех четырёх сиквелов, эта часть является в большей степени road movie, чем все остальные.
И так, уже во второй раз Реджи чудесным образом остаётся живым после получения вполне себе смертельно опасных ранений. Экстрасенса Лиз – убили, а Реджи с Майком сами были могли бы умереть от самоубийственной гранаты Реджа, если бы Высокий Человек и его гномы-зомби неожиданно не ушли прочь, предварительно заявив, что Майк ему нужен целым. После этого, с одной стороны, часть фильма копирует стиль второй части, с другой – кое что радикально новое. Главным нововведением является то, что отныне основным протагонистом является Реджи. Большую часть фильма Майка нет, поскольку его похитил Высокий. Другой важной новинкой стало раскрытие сущности летающих металлических сфер: оказывается, это не совсем роботы – внутри них находятся мозги убитых людей. Более того, подобные сферы и являются основой армии Высокого – гномы-зомби это побочный продукт. Так же, расширены амбиции Высокого: теперь армия ему нужна чтобы захватывать другие измерения, опустошение маленьких американских городов – всего лишь метод пополнения своих рядов, а не сама цель. Ну и главный сюрприз фильма – возвращение персонажа Джоди. Да, Джоди - мёртв. Но его мозг находится в одной из таких сфер и он решил переметнуться на сторону Майка и Реджи, а не служить Высокому. Иногда Джоди так и остаётся в образе летающей сферы, иногда - преобразуется в человеческий образ, иногда - переносит Майка или Реджи в некий иной мир. Интересно, что когда такое происходит в первый раз, Джоди говорит, что это где-то внутри головы Реджи. Так же, Джоди помогает Реджи спасти Майка из плена Высокого, пускай и ненадолго. Из более малозначительного – теперь Высокому служат не только гномы-зомби, но и обычные мертвецы. Остальная часть фильма менее интересная. Вновь двое второстепенных положительных персонажей, которые присутствуют только в этом фильме. На этот раз, это другая девка, черная, и мелкий пацан, который потерял родителей из-за Высокого. В конце фильма новый женский персонаж покидает их команду прямо до очередного внезапного поворота, а нового мелкого Высокий утаскивает непонятно куда.
Переходя к анализу, резко ставится под вопрос кто из персонажей на самом деле сумасшедший, если развивать эту вариацию трактовки сюжета. И если раньше версия про то, что это на самом деле Реджи, а не Майк, звучала бы абсурдно, но теперь уже сказать трудно. Может и они оба, как знать. Так или иначе, вокруг Реджи выстраивается определённая система. Потеряв потенциальную, но в конечном итоге недоступную подружку во втором фильме, в третьем у него появляется существенно более недоступная; временно потеряв уже взрослого Майка, появляется другой мелкий, причем его возраст как раз соответствует тому, когда Майк потерял родителей, и этот тоже потерял родителей, и не просто потерял, а напрямую по вине Высокого. Достаточно важно отметить то, что степень угрозы от Высокого Человека возрастает, и возрастает не только в буквальном смысле, но и по классическому сценарию развития параноидального бреда преследования: из какой-то локальной и непонятной угрозы первого фильма, Высокий поднимается вначале до смертельной угрозы для американских глубинок, а затем – аж до завоевателя других миров, т.е. бредовый преследователь проходит путь от чего-то достаточно обыденного до всемирной угрозы космического масштаба. Ну и крайне трудно сказать, киноляп это или очередная намеренная несостыковка, но во втором фильме у Реджи появляется фирменное огнестрельное оружие, которое он выбрасывает, а в третьем фильме он сразу же начинает с ним, даже не смотря на то, что второй фильм закончился для Реджи полётом из окна движущейся машины.
Но самый неоднозначный момент это, конечно же, концовка. То, что у Высокого в голове находится сфера, это может не особо удивляет, но как на счет того, что такая же сфера находится в голове у Майка? Да, третья часть радикально меняет не только потенциальную трактовку персонажа Реджи, но и Майка. Повторно временно взяв Майка в плен, Высокий зачем-то начал делать надрез у веска Майка. Доделать начатое он не успел, но зато что-то сказал про возвращение в настоящую форму и долгожданное освобождение от плоти. После этого, смотря в зеркало, Майк обнаружил, что под надрезом у него не только торчит металлическая сфера, но и кровь желтого цвета, а не красного. Это принципиальный момент, поскольку по лору франшизы желтая кровь – у Высокого и всей его нежити, а замена обычной красной крови на желтую (точнее говоря, некий синтетический раствор) – один из ключевых моментов в создании зомби. Так же, у Майка меняются зрачки, что означает начало некой трансформация непонятно во что. Майк решает не подвергать опасности друзей и сбегает в неизвестном направлении, пути Майка и Реджи продолжают расходиться в разные стороны. Если забыть про психиатрическую трактовку фильма, то получается, что Майка много лет назад трансформировали, а он даже не знал об этом? Крайне маловероятно. Отдельно стоит отметить ту небольшую сцену в примерно середине фильма, где Майк просит Высокого его освободить, на что тот говорит ему "ты сам знаешь как выбраться" и "а на что тебе голова?". К этому моменту я вернусь в анализе следующей части.
Phantasm IV: Oblivion (1998)
Четвёртый фильм получился наиболее артхаусным из всех. Настолько артхаусным, что здесь даже от фильма ужасов очень мало чего осталось. Дополнительного шарма ленте добавляет тот факт, что она где-то на одну пятую состоит из вырезанных сцен из первого фильма 1979 года. Похоже, что четвёртый фильм изначально планировался как последний, поэтому с ранее нереализованным материалом – или сейчас или никогда.
И так, в конце третьего фильма Реджи оказался в совсем незавидной ситуации, из которой невозможно спастись. И что произошло дальше? А произошло то, что Высокий Человек просто отпускает Реджи. Не убивает, даже не берёт в плен, а просто отпускает, бросая фразу про то, что финал уже близко. Майк, внезапно, тоже полностью в порядке, отделавшись разве что только размышлениями на тему того что, собственно говоря, всё это время происходит и что это всё значит. Безрезультатно, естественно. Реджи вновь становится ещё более центральным персонажем, да и впервые за всё это время ему приходится действовать полностью в одиночку, без каких либо компаньонов. И пока Реджи практически весь фильм ищет Майка, Майк практически весь фильм торчит в пустыне, куда его отвезла машина, дистанционно управляемая Высоким, и продолжает пытаться разобраться в сути вещей. Сюжет запутанный, но что можно сказать однозначно, так это то, что немного приоткрывается тайна о прошлом Высокого: когда-то очень давно, предположительно во времена гражданской войны США, он был гробовщиком, ученым и, возможно, полевым доктором. Он был озабочен идеей перехода душ после смерти в иные миры и хотел там побывать до своей смерти. Потратив на это свою жизнь, он таки добился успеха и создал первый портал, наподобие тех, что частенько появляются в фильмах серии. Пройдя сквозь него, обратно вернулся уже не обычный человек, каким он был раньше, а тот самый Высокий, которого мы достаточно хорошо знаем. Он стал "злом". Параллельно этому, происходит сразу несколько событий, достойных упоминания. В первую очередь, с Реджи дважды происходит практически одна и та же история: ему попадается случайный встречный, потом вдруг что-то происходит и выясняется, что это был не человек, а мертвец посланный Высоким и Реджи преподносит окончательную смерть. Всё это напрашивается на трактовку, что Реджи дважды встретил обычных людей, но его начало глючить, в результате чего он тех и убил.
По стороне Майка тоже есть что обсудить. Например то, что у него оказывается есть сверхспособности, типа как у Высокого, а так же то, что он вдруг из ниоткуда узнал как соорудить бомбу, наносящая урон сразу по всем уровням реальности, что, впрочем, тоже оказалось недостаточно чтобы окончательно убить Высокого. Думаю, именно на эти сверхспособности намекал Высокий когда говорил Майку в третьем фильме, что тот сам более чем в состоянии вытащить себя из клетки. Но самая странная сюжетная линия это то, что Майк заподозрил Джоди в предательстве, мол что тот просто втирается в доверие и на самом деле работает на Высокого. Абсолютно без понятия с чего он это решил, но он таки оказался прав. Не менее непонятной является короткая сцена появления Майка на операционном столе Высокого, во времена гражданской войны. Так же, весьма неожиданно стало возвращение старухи-гадалки из первого фильма, особенно её присутствие в жизни Высокого до того как он стал тем самым Высоким. И попытка самоубийства Майка, которая не совсем понятно почему именно провалилась. Трудно сказать, что это всё значит и должно ли что либо значить вообще, но это определённо добавляет бредовости, с той точки зрения, что большая часть франшизы – галлюциногенный бред, построенный на образах, а не здравом смысле. Что ясно точно, так это то, что Высокий по некой причине явно хотел, что Майк стал новым Высоким, таким же как и он. И, хотя Майк отказался вставать на тропу (не)жизни Высокого, Высокий убивает Майка, забирает сферу из его головы и скрывается в неком ином измерении.
Тема неубиваемости Высокого - более чем очевидна. Но куда интереснее существенно менее очевидная тема - тема неубиваемости Реджи. Формально, её как бы нет, но, в то же самое время, его смерть дважды 'отменили', а на третий раз его просто отпустили. И даже в самом конце, когда пришло время смерти Майка, Реджи не тронули. Почему Высокий неубиваемый, объяснить легко - он является главным объектом в бредовой системе, поэтому он - просто проявление клинического симптома и устранение фантомного образа абсолютно ничего не меняет. К слову, мы вновь наблюдаем развитие степени параноидального бреда на тему Высокого: если раньше он угрожал только другим мирам, да мелким городкам США, то теперь стало известно, что в будущем из-за него будут опустошены американские мегаполисы. Но если с Высоким всё относительно понятно, то что с Реджи? Тут хочется вспомнить творчество Дэвида Линча и его Твин Пикс, в частности: "Мы все живём во сне. Но кто сновидец?". Имея эти четыре фильма Фантазма на руках, можно смело сказать, что 'сновидцем' является именно Реджи. Более того, об этом в конце четвёртой части даже говорит Высокий: "Продавец мороженного, всё у него в голове". И поэтому в конце третьего фильма Джоди говорит Реджи "Не доверяй своим глазам". Так что Высокий не может убить Реджи, ибо он существует только у него в голове. Но только ли у него? Если не забегать вперёд в пятый фильм, то тут не совсем однозначно. Возможно, что у Майка был индуцированный бред (т.е. он стал жить внутри бредовой системы Реджи) и он тоже верил в Высокого. А возможно, что ни Майка, ни Джоди вообще никогда не существовало и что оба они, так же как и Высокий, являются продолжением личности настоящего Реджи. К слову, это хороший пример разницы между шизофреничным расщеплением и популярным образом о человеке с множественными личностями: при шизофреничном расщеплении человек воспринимает часть себя как не часть себя – часть своих мыслей становятся чужими мыслями, часть своих действий - психическими автоматизмами, когда не человек сам что-то делает, а кто-то якобы за него что-то делает через его тело и т.д. Человек приписывает свойственные ему вещи кому-то другому и железобетонно уверен в правильности подобных когнитивных искажений. Мне кажется, что то, как события в каждом следующем фильме становятся всё более безнадёжными, Высокий - всё более могущественным и непобедимым, смерть и соскальзывание Майка и Джоди на сторону зла - всё это очень красиво и четко символизирует плавное, но верное ухудшение состояния психического здоровья Реджи. Вначале он(и) вроде бы борются и успешно, но силы постепенно покидают и неизбежный исход - приближается, подобно тиканью часов судного дня. Ну и на последок (в этом выпуске, впереди ещё пятый фильм) - как можно ещё иначе объяснить то, что главные герои способны вспоминать те события, в которых конкретный персонаж участия не принимал? По-моему, ответ очевиден – поскольку на самом деле это всё память Реджи, поэтому, например, он может вспомнить какую сцену с Майком или Джоди, хотя его самого там не было.