Обсуждения в комментариях некоторых моих недавних заметок, получившиеся достаточно оживленными, привели меня к печальному выводу. Уровень знания и понимания такого школьного предмета как история у солидной доли читателей удручающе низок.
Можно попробовать списать все на пресловутое «поколение ЕГЭ». Историю в современных российских школах фактически не преподают. Весь процесс обучения сводится к заучиванию череды разрозненных фактов. То есть, помнит ученик, в каком году началась первая мировая война – троечка обеспечена. Вспомнит месяц – вот и четверка нарисовалась. Ну а уж точную дату назвал – садись, пять. Утрирую, конечно, но не особо сильно.
Вопросы же о причинах войны или анализе ее итогов поставят в тупик девять их десяти школяров. Я спешу извиниться перед теми молодыми людьми, к которым сказанное не относится, которые способны думать и анализировать. Вас мало, и ваши умения не благодаря, а вопреки. Вы – то самое исключение, которое подтверждает правило.
Но ведь, наверное, не все комментаторы, затрудняющиеся сложить два и два (в историческом смысле), относятся к молодому поколению. Неужели они ничего не сумели вынести из уроков истории в советских школах? Не повезло с учителем? Принципиальные двоечники? Или уже в постсоветское время успели пройти ускоренный курс забывания?
Не знаю…
Я про читателей, гневно вопрошающих: «Вы что, хотите революцию?! Революция – это адский ад и кошмарный кошмар! Ни одна революция никогда не приводила ни к чему хорошему!». При этом большинство из них о том, что такое революция, имеет весьма смутное представление. Самый запущенный случай, это когда далее следует классическое: «Посмотрите на Украину!». Ну, тут уже клиника. Таким людям не поможешь ничем. Пишу я не для них, а для тех, кто все-таки не забыл, как использовать головной мозг по своему прямому назначению.
Прежде всего, покажите в моих текстах место, где я хочу революцию. Видите ли, в чем дело, от моих хотелок не зависит ровным счетом ничего. Погодите радоваться, от ваших тоже.
Меня как коммуниста нередко спрашивают: «Ну что, когда революцию делать будете?». Забавно, что этот вопрос одни задают с надеждой и плохо скрываемым нетерпением, а другие – с ехидством и неприязненной опаской.
Дорогие мои, родные, милые невежды. Постарайтесь если не понять, так хотя бы запомнить (вы ведь так привыкли?): революции не делаются, когда кому-то этого захотелось. Революции приходят. В исторически обусловленный момент. Не раньше. И не позже.
И тут уже у человека есть выбор из трех вариантов. Быть вместе с революцией, встать на пути революции или постараться занять самую крайнюю из хат и скрестить пальцы в надежде не попасть под каток ни одной из активных сторон. Вот и все.
Пытаться отсрочить время прихода революции – это примерно то же самое, что руками задерживать океанскую волну. Что же касается ускорения процесса, тут ситуация в некотором смысле парадоксальная. Лучше всего с ускорением справляются те, в чьих интересах всеми силами избежать революции.
Я не стану здесь приводить общеизвестные термины и определения. Про революцию, революционную ситуацию и прочее. Их наверняка слышали даже самые отъявленные неучи. Проблема неучей в другом: они не в состоянии понять, что законы исторические столь же незыблемы, как законы физические. (Впрочем, о чем я… боюсь для них и физические законы представляются придумками чудаков-ученых.)
Без одной прописной истины я все же не обойдусь. В основе любой революции лежит не идеология. Экономика. Только экономика. И ничего кроме экономики. Революция – это не про то, что хорошие люди приходят на смену плохим. Не про то, что добрые побеждают злых. Никакие самые распрекрасные люди с кристально чистыми помыслами и великолепно убедительной риторикой не сделают революции там, где отсутствует экономическое обоснование. Где не достигло критической величины противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Отвратительные люди с грязными намерениями и трескучей демагогией также не добьются ничего в такой ситуации.
Любители поговорить про «раскачивание лодки» должны понимать: экономика страны – не лодка, а гигантский круизный лайнер. Тут хоть зараскачивайся. Если он сконструирован по всем правилам, цел, невредим и не перегружен, ему даже шторм не страшен, что там до телодвижений пассажиров…
А вот когда корпус лайнера весь насквозь проржавел и больше похож на решето, бесконечно затыкать дыры пальцами не получится. Судно необходимо отбуксировать в док и капитально отремонтировать. Этот ремонт и есть революция.
Еще раз, для самых-самых непонятливых. Я не оперирую понятиями «хорошо – плохо». Они здесь совершенно неуместны. Свергнутый аристократ мог быть на порядок умнее и образованнее рвущихся к власти буржуа, но… Его время ушло. И многими веками ранее восставшие рабы разбирали на запчасти бывшего хозяина, который, вполне возможно, был философом и даже поэтом. Неумолимый ход истории это ни в коей мере не останавливало.
Без революции смена старой формации на новую в классовом обществе абсолютно невозможна. Никто и никогда не отдавал, не отдает и не отдаст добровольно власть «всякому быдлу». (Да, старое на новое всегда будет смотреть именно так, свысока.) Читайте внимательно, пожалуйста, речь именно о новой формации, а не о рокировке правящих кланов в рамках действующей.
К слову, сильно сомневаюсь, что надменным противникам революций понравилось бы жить при рабовладельческом строе. Ведь с вероятностью 99% они были бы рабами, а не рабовладельцами. Во-первых, потому что рабов просто больше, чем хозяев, во-вторых, со своим инфантильным мышлением они едва ли сумели бы преуспеть в столь жестоком обществе. Как умилительно выглядели бы рабы, рассуждающие о недопустимости насилия…
Если кто-то из вас подумал, что я сейчас призываю к насилию… Я удивлен, что вы вообще дочитали до этого места. Но смысл написанного от вас ускользнул. Даже не знаю, стоит ли вам советовать перечитать текст еще раз.
Резюмирую. Проклинать революции в истории человечества все равно что сотрясать кулаками в адрес астрономических процессов, приведших к возникновению Солнечной системы. Во-первых, глупо и бессмысленно. И уже во-вторых неблагодарно.