Найти в Дзене
В поисках айкидо.

СПОРТ. СОРЕВНОВАНИЯ. ИСТОРИЯ – 2.

В 60 – 70 –ых годах выделяется два направления возможности развития Будо. Я бы назвал их современным и неоконсервативным (пытающимся в современных условиях сохранить традиционный дух Будо и ценности корю). Однако не следует забывать про принцип «историчности» и все-таки смотреть на процессы, учитывая особенности времени. Как я уже упоминал в предыдущем посте, период интересен именно чистотой сравнения. Противоречия еще не проявились ни в одном из направлений, хотя уже наметились и это было, как я полагаю еще не так очевидно, как сейчас. Давайте посмотрим, как Киссемару Уэсиба в книге «Дух айкидо» (Айкидо но кокоро) описывает уникальность айкидо.

Нас не интересуют голые факты! Вперед к причинам и следствиям!

Отрывок из книги Киссемару Уэсиба «Дух айкидо» (Айкидо но кокоро)

издательство Коданся,

1981 год.

***

Уникальность Айкидо.

Айкидо, по сути, является современным проявлением японских боевых искусств. Оно ортодоксально в том, что наследуют духовные и боевые традиции древней Японии, впервые записанные в исторических и литературных источниках VIII века, Кодзики (Записки о древних деяниях) и Нихонги (Хроники Японии). Это не означает, что айкидо слепо продолжает традиции древних боевых искусств, просто сохраняя их в современном мире и поддерживая их в первоначальной форме.

Боевые искусства – историческое и культурное наследие, проистекающее из сражений и гражданских войн, и позднее формализованное как Будо, Путь боевого искусства, в период Токугава (1609-1868г.). Их нужно правильно оценивать и ценить. В своем первозданном виде они не находят одобрения среди людей в наши дни, они не уместны в современном мире, со времени революции Мэйдзи (1868 г.).

Основатель Айкидо, Мастер Морихей Уэсиба, родился 14 декабря 1883 года. Живя в сложное время модернизации Японии, он решил посвятить себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям современных людей, при этом не было бы анахронизмом. В основе основных убеждений Мастера Морихея Уэсиба лежали следующие факторы: неизменная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание возродить духовное качество Будо. Он стремился достичь своей цели через неустанные поиски, наполненные постоянными тренировками в боевых искусствах, ради истины Будо, проносящейся через все перипетии времен Японской истории.

В конечном счете, он пришел к выводу, что истинных дух Будо нельзя найти в атмосфере соперничества и агрессии, где преобладает грубая сила, и победа любой ценой является главной целью. Он пришел к выводу, что истинных дух Будо, может быть реализован в поисках совершенства человеческого бытия, как в разуме, так и в теле, через универсальный тренинг и практику боевых искусств с близкими по духу людьми. Для него, только такое истинное проявление Будо, может быть причиной его существования в современном мире, и это лежит за пределами какой-либо культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по своей природе, выражается в одном утверждении: единение основного созидательного принципа ки, пронизывающего всю вселенную и индивидуального ки, неотделимого от силы дыхания – силы каждого человека.

-2

Через постоянную тренировку ума и тела, индивидуальное ки гармонизирует с универсальным ки и это объединение проявляется в динамическом, воздушном движении этой силы, которая легка и свободна, созидательна и непобедима. Это основы японских боевых искусств, воплощенных в Айкидо.

Благодаря гению Мастера Уэсиба, им сформулированный первый принцип Будо: постоянная тренировка ума и тела, как базовая дисциплина, для людей и идущих по духовному пути. Он был преобразован в современное боевое искусство айкидо. Сегодня, оно захватывает все слои и классы общества, бесчисленное число людей по всему миру, как практика, наиболее подходящая современности.

То, что Айкидо – современное Будо, означает не только, приобретение им современных черт, как другие модернизированные формы – карате, дзюдо, кендо. В то время как Айкидо, унаследовало традиционные аспекты Будо, в виде тренировки ума и тела, другие виды сделали упор на соревнования и турниры, тем самым обеспечивая себе место в мире спорта.

В отличии от них, Айкидо отказывается стать соревновательным видом спорта, и не признает все виды борьбы и турниров, весовые категории, все ранги, базирующиеся на количестве побед, и коронацию чемпионов. Такие вещи развивают эгоизм, заставляют думать только о себе, и пренебрежении к другим. Великое искушение заманивает людей в боевые виды спорта - все хотят быть победителями – но нет ничего более пагубного для Будо, чья универсальная цель стать свободным от индивидуализма, достигнуть бескорыстия, и таким образом реализовать человеческую природу.

Это не критика других видов единоборств, превращающихся в современный спорт. Исторически это было неизбежно для их развития, особенно в Японии после Второй Мировой войны, когда боевые искусства были запрещены Оккупационной Администрацией союзников. Даже как спорт, они привлекают интерес значительного числа людей и как спортсменов, и как зрителей. Это положительно, и нельзя отрицать, что молодежь особенно привлекают к боевым искусствам турниры и состязания, которые определяют лучших. Несмотря на эту тенденцию, Айкидо отказывается вступать в их ряды, остается с первоначальными намерениями – основная цель Будо – тренировка и развитее духа.

Тем не менее, в мире Айкидо, раздаются голоса тех, кто призывает к проведению турниров, аргументируя это тем, что необходимо привлечь более широкую аудиторию. Действительно, некоторые из айкидо сообщества, стали организовывать независимые школы и практиковать «соревновательное айкидо». Это серьезный вопрос, так как трансформация Айкидо в современный спорт, может способствовать включению его в международные и национальные спортивные соревнования, а в будущем и Олимпийские игры.

Айкидо проводит чистую и ясную демаркационную линию, от такого мышления и причина понятна. Айкидо стремиться сохранить целостность Будо и передать дух традиционных боевых искусств, оставаясь верным первому принципу Будо, сформированному Морихеем Уэсиба: постоянный тренинг ума и тела как базовой дисциплиной человеческого бытия, идущего по духовному пути.

В традициях Будо следование идеалам Основателя и приверженность пути имеет приоритет над любыми другими соображениями. Это очень важно для существования Айкидо в современном мире, это отождествляет его с идеалами Морихея Уэсиба, хотя публика может рассматривать его как всего лишь одно из боевых искусств. Уникальное место на которое претендует айкидо четко отличает его, как от классических Будо, так и от современных единоборств. Это не может определяться стереотипами людей о боевых искусствах. Этот факт, вместе с принципами и уважениями, характерными только для Айкидо, может стать препятствием для популяризацией этого боевого искусства.

Рано или поздно всем, кто практикует айкидо, задают вопрос – «Что такое айкидо?». Даже продвинутые студенты затрудняются дать прямой ответ на этот вопрос. Большинство людей кто видит движения и технику айкидо первое время приходят в смущение. Они скептичны или испытывают большие сомнения, задаются множеством вопросов. Эти люди принадлежат к одной из двух групп.

Первая группа людей рассматривает айкидо, как боевое искусство, основываясь на том, что они видели или читали. При взгляде на демонстрацию айкидо их главная реакция – разочарование. Они ожидают увидеть жестокую схватку, сражение, насилие и даже с летальным исходом. На первый взгляд айкидо с его плавными воздушными движениями совершенно неагрессивно, даже пассивно. Часто слышны комментарии: «Все выглядит хореографично и запланировано!», «Там нет движений в полную силу!», «В критической ситуации это не может быть использовано!». Такая критика и непонимание исходит в основном от молодых людей, которые стремятся к победам и завоеваниям, это те, кого питают стереотипы боевых искусств, которые состоят из стрельбы, шипения, ударов ногами, руками и калеченья людей.

Вторая группа те, кто знакомясь с современными боевыми искусствами, смотрят на айкидо с точки зрения получения преимущества, как формы конкуренции. Такая критика выглядит так: «Почему айкидо запрещает турниры и чемпионаты, как в дзюдо, карате и кендо?», «Почему вы ограничиваете и без того скучную публичную демонстрацию?». Так как нет соревнований – нельзя сказать, кто сильнее или слабее, кто начинающий, а кто продвинутый студент. «Без соревнований практика и тренировка не серьезны!». Снова это критика от людей, желающих видеть, кто сильнее и лучше. Другой наивный, но общий вопрос – «может ли кто-либо победить, если он владеет айкидо?»

Все эти вопросы и критика, поверхностны и игнорируют базовые принципы Будо. Будо – это тренировка духа. Если человек без самодисциплины хочет выпячивать свою отвагу и стремится к изучению айкидо, только как техники боя, он должен быть попрошен уйти. Без должной практики айкидо с вниманием и опытом из первых рук, ответы на эти вопросы нельзя найти.

Настоящий тренинг в айкидо – это путь осознания этого и увеличения пользы, осязаемой и неосязаемой. Большинство практикующих айкидо проходят через это, начинают с сомнений и вопросов. Вовлекаются в практику, затем постепенно знакомятся с методами и формами айкидо. Их опыт неизбежно затягивает и наполняется этой непостижимой глубиной. Человек, который проходит этот круг, в конце концов, узнает несколько вещей, которое делает это Будо безграничным и уникальным.

-3

Во-первых, он будет удивлен. Не нравящаяся, кажущаяся легкой публичная демонстрация, может быть тяжелой, динамичной и энергичной. С замками кистей и прямой ударной техникой. В действительности айкидо может быть разрушительной техникой, которая может обезоруживать и покорять врагов.

Следующее, он будет шокирован как трудно выполнение базовой техники, такое как падения (укэми), чувство дистанции (мааи), входов (ирими) и других движений тела (таисабаки). В реальности - это «целое тело» - не только руки и ноги. Они должны быть скоординированы в соответствии с манерой, скоростью, высокой ментальной концентрацией, балансом и рефлекторными действиями.

-4

Так же он освоит важность контроля дыхания, которое включает в себя нормальное дыхание, но больше соединенное с энергией ки. Это мастерство силы дыхания основано на каждом движении, свободном течении в любой момент. Балее того, это соединено с философией Будо, основанной Мастером Морихеем Уэсиба, как мы это увидим позже. В результате студент продвинется и будет восхищен конечным состоянием техники, её вариативностью и экономичностью. И только после практики комплекса движений айкидо он сможет сконцентрировать свою и объединить свою ки и ки космоса. Затем он начнет чувствовать глубину и философию айкидо, как Будо.

В конце концов только прямой, настоящий тренинг в айкидо, станет полностью свободным от критических категорий Будо – постоянный тренинг ума и тела, базирующейся на самодисциплине человека, идущего по пути духа. Только так он сможет понять контекст и содержание демонстрации айкидо – постоянного тренинга, а не достижения собственного превосходства.

-5

****

Мы видим, как Киссемару Уэсиба описывает очень четкий путь, предлагающий человеку прийти к практике Будо, как самосовершенствованию. Предлагает практику, которая позволяет обойти стремление к конкуренции и не опьяняться страстным желанием успеха в виде побед над соперниками. Как результат – всецело сосредоточиться на собственном развитии.

Пока я не стремлюсь к сравнению пути спорта, предложенного нам Кендзи Томики в интервью Стенли Пранина и того каким путем предлагает нам пойти Киссемару Уэсиба.

Если присмотреться к тенденции, мы увидим очень похожее противоречие, возникшее в спортивном сообществе – вопрос о профессиональном, массовом спорте и физкультуре.

И это явление то же возникло не сегодня! Подумайте об этом пожалуйста!

Конечно же не прощаемся:)))

Книгу можно приобрести здесь.