Неужели не читает только молодежь, а все достигшие зрелости ни дня не мыслят без книги?! Сколько взрослых, заставляющих подростков читать, сами реально делают то же самое? 10 % от силы! Вы мне возразите, что требования разные: у взрослых забот невпроворот, а тут школьники, чья основная работа учиться! А, книга, как известно, лучший учитель! Казалось бы, все совершенно верно, но только почему не работает! Неужто опять во всем виноваты гаджеты? Не думаю. Неужели сто- двести лет назад (когда гаджетов и в помине не было) вся публика была читающей? Отнюдь. Особенно, если вспомнить, что больше половины населения были элементарно неграмотными. А из грамотных интересовались чтением те же 10 %, максимум.
Вы мне опять возразите, что при Советской власти, мы были самой читающей страной в мире. Да, советская власть идеологизировала чтение, преподносила его, как необходимый компонент формирования настоящего человека. Действительно, из-за престижности тогда, читали немного больше, ну или делали вид. Потому, что признаться в отвращении к книгам, было равнозначно объявлению о собственной недалекости и ущербности. Даже не испытывая настоящего интереса к содержанию, люди с трудом добывали престижные издания и с гордостью ставили на полку. Сколько таких не тронутых читателем собраний сочинений в последнее время угодило на свалку, или в лучшем случае были стыдливо оставлены в холлах библиотек.
Советские идеологи прекрасно понимали, что интерес к литературе – это атрибут элитарности и пытались нести его в массы, чтобы создать нового человека. В этом и есть загвоздка: элитарное не может быть массовым, таков закон природы.
Чтение – это не просто собирание букв в слова, а сложный вид умственной деятельности, процесс сотворчества писателю, постижения мира. Он, в принципе, недоступен каждому. Нужны умственные интересы и направленность на интеллектуальную жизнь, а это - определенный талант, который порой не удается воспитать даже при затрате огромных усилий. Высокий уровень – удел подавляющего меньшинства. Конечно, школьная программа пытается подтянуть массу под этот уровень. Возвышенная, но, увы, совершенно утопическая задача. В результате идеал превращается в карикатуру. Для современного ребенка классика, как египетская письменность, которую не понять без переводчика. Множество незнакомых слов и еще больше неведомых реалий чужой и чуждой жизни. Да, сумевший прорубиться через эти прерии, достигнет «сияющих вершин» мудрости, но, сколько тех, кто не выдержит испытания! Освоение классики требуют огромных усилий, и с каждым годом их нужно все больше и больше, ведь время не стоит на месте, и берег прошлого все сильнее скрывается в тумане. Вы возразите, что классика, это вечное. Конечно, но мудрость спрятана в подтексте. Не разобрав прямого текста, нечего и думать о глубинных пластах.
Таким образом, утверждение о том, что современные дети не читают, неправомерно и лукаво со всех сторон. Не читают (или читают) все возрастные группы (за исключением младенцев) в равной степени. Именно все, не только дети. И уж тем более проблема не современная, а вечная. Да и сожаления по этому поводу не всегда оправданы, потому что умственные и литературные интересы не могут быть присущи всем. Именно на эту природную данность обычно наталкиваются все благие педагогические намерения.
Я очень бы хотела знать, что вы думаете по этому поводу! Пишите комментарии, делитесь своими мыслями.
Интересная статья? Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал. Буду очень вам признательна.