Найти тему
Звенимир

Время скоморохов пришло. Часть первая.

Статья опубликована в журнале "Невечерний свет"

Русское скоморошество - это часть самобытной культуры, рожденной народом, несущая потребность русской души в творческом самовыражении. Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа. Оно представляло собой братства продолжателей древних дохристианских жреческих структур - прямых наследников славянских волхвов. Но после принятия христианской веры и существенного изменения всей жизни, эти братства унаследовали лишь частичные аспекты древнейшего знания.

Жрецы и волхвы имели значение особого, строго отделенного от народа сословия они совершали в святилищах всенародные моления и те гадания, в которых узнавалась воля богов. Они пророчествовали и говорили народу от имени богов.

Скоморохи же несли в себе формы бродячего жречества и через них проходила аккумуляция народного духа. Они жили сбором милостыни, постоянно перемещались по территории Древней Руси. Структура представлений скоморохов, их представления и инсценировки отражали общий сценарий древних дохристианских мистерий, многие из которых напоминали древнегреческие.

В игрищах скоморохов всегда была так называемая "коза", которую изображал отрок младше 13 лет. Участие отрока-подростка также имело сакральный смысл: в "Элевсинских мистериях" греков в ритуальных целях использовался подросток - "отрок очага". Мальчик был наряжен в рогатую маску и изображал культовую фигуру, связанную с древним Дионисом. Также постоянным атрибутом скоморошьих представлений был медведь. Медведи и шкуры медведей играли особую роль в лунных ритуалах древности - в частности, они были центральными действующими лицами в обрядах, посвященных Артемиде, все жрицы Артемиды носили медвежьи шкуры.

-2

Музыка и песни скоморохов, их представления имели обрядовое значение. Их сатира, на самом деле являлась изложением древнейших священных знаний и несла в себе глубокий сакральный смысл, изображающий жизнь Богов, показывающий небесную и земную историю.

***

С изначального появления славян в Восточной Европе, музыка и песни играли для них большое значение, часто заменяя обычную речь. Через пение славяне связывались с небом и Богами. Славянам было родственно отдаваться магической музыке, в которой еще сохранялся отзвук музыки небесной, музыки сфер. Историк Прокопий в частности описывает, как в 529 г. греки ночью напали врасплох на славянское войско. Те усыпили себя песнями и не выставили никаких караулов. Подобное можно понять и ныне, если пережить, какое действие оказывают подчас русские народные песни на самих русских. И спустя пять-семь веков Садко-гусляр, потомок тех древних славянских песнопевцев, что уносились на волнах звуков к гармониям сфер, сотрясёт водную стихию с ее божествами. У него нет ничего, кроме гусель, но, играя на них, он мог пронизывать слушающих вплоть до эфирного тела.

Практически вся ассимиляция финно-угорских народов, заселявших пространства Восточной Европы, прошла бескровно, носила крайне миролюбивый характер, где славянские племена действовали через песни и музыку. Они строили свои жилища у рек, недалеко от стоянок местных старожилов, а потом подсаживались к кострам угров и «чуди белоглазой» и пели вместе с ними песни, после чего происходило естественное братание. Таким образом за очень короткое время славянские племена ассимилировали огромные пространства.

Византийский историк VII-го века Феофилакт пишет о любви северных славян (венедов) к музыке, упоминая изобретенные ими кифары, то есть гусли. В византийских источниках есть рассказы о русских скоморохах VIII-IX веков. Так что совершенно неслучайно они были отмечены на иконах святой новгородской Софии в 1037 году. Традиция русского скоморошества к середине XI-го века имела уже продолжительную историю.

***

Сродни скоморошьему определенная часть волхвов, действующая в жреческом импульсе, несла своё пророческое слово в народ. Сказители-одиночки появились на Руси давно. В большинстве своём до нас история не донесла их имён. Хорошо известны разве что легендарный слагатель былин Боян, уже упомянутый знаменитый Садко, Добрыня Никитич, который умело играл на гуслях и славился своим сочинительством, да Ставр Годинович и Соловей Будимирович. Эти почти что мифологические герои явились нам из народных недр русского эпоса.

-3

Продолжателями дела Боянова на Руси стали калики перехожия. Они уже несли в себе православный импульс, и больше рассматривались как паломники в Святые земли. Название калика по одной из версий произошло от обуви, которую они носили, а по другой версии всё очень просто, - название происходит от слова «калека». Часто встречается образ слепых калик, которые ходили с мальчиками поводырями. Калики пели духовные песни. Встречались в их среде и ясновидящие. И здесь они уже становились на уровень христианизированных волхвов. Известна былина где калики пробуждающе действуют на Илью Муромца и сподвигают его на защиту русской земли.

Многие представители народного творчества стали оседать при княжеских дворах, где исполняли или роль шутов, или роль придворных музыкантов-трубадуров. Происходила естественная дифференциация на бродячих и оседлых. Шуты при дворах даже внешне ничем не отличались от скоморохов. Шутам много позволялось и к их мнению прислушивались. Тем более что многие из них несли внутри себя сакральную мудрость и обладали ясновидением.

Образ Ивана-дурака в наших сказках сродни образу шута. Дурак и шут – одно и тоже. Он мог вступать в споры с государем, но часто и получал от государя задачи, находящиеся на грани выполнимого. Высшая рассудочная мудрость, основанная на интеллектуальной интуиции, действительно, представляется обыденному сознанию глупостью, так как структуры этой формы познания уходят корнями в те реальности, которые не очевидны профаническому взгляду. Иван справлялся с этими задачами фактически за государя. Фактически Иван-дурак являлся высшим Я своего правителя. При этом его положение часто неподвижно-статичное. Он сам не движется, но требует, чтобы двигались к нему. А сам – ну разве только на печи поедет как Емеля. Печь важный жреческий атрибут Ивана-дурака. Если вспомнить, то Илюша Муромец тоже сиднем сидел много лет у печи…

-4

***

После принятия христианства скоморохи постепенно стали утрачивать спиритуально-составляющую своего творчества, всё больше выдвигаясь к эпатажу и маскарадным потехам. Хотя хранители традиций еще очень долгое время оставались. Легенда о Замри-горе, куда на скомороший пир забрёл славянский Бог Траян, скрывает в себе очень важные атрибуты ритуальной мистерии. Подаренная Траяном маска, пряталась в укромном месте, и только в Иоаннов день она доставалась старейшиной и имела силу. Одевая её, каждый скоморох получал своего рода инициацию и силу для своей жизнедеятельности. И Замри-гора, благодаря силе скоморохов могла расти и вновь возвращаться к исходному размеру. Говорят, что обряды на Замри-горе совершались много веков вплоть до советского времени.

В среде скоморохов в те времена существовали индивидуальности, прошедшие школу обучения разносторонним оккультным вещам. Скоморохи умели оборачиваться различными животными, умели незаметно исчезать перед лицом неприятеля и делаться невидимыми. Владели способами бесконтактного боя. Но это была слишком маленькая группа лиц, которая относилась к группе мастеров. Также среди скоморохов было много знахарей и лекарей, предсказателей и костоправов, гадателей на картах. Многие из скоморохов обладали качествами волхвов в чистом виде.

Калики перехожия.
Калики перехожия.

С приходом христианства из Византии на Русь пришли юродивые, которые стали выполнять подлинно жреческую функцию. Юродивые бросили вызов чисто человеческому пониманию сакрального, ограниченному рассудочными мышлением, и стали демонстрировать несопоставимость божественного и человеческого, показывая дистанцию, которая их разделяет. Они ритуально стали восполнять полноту сакрального относительно её противоположности. Юродивые устраивали целые мистерии и как правило действовали в одиночку. Но на их «спектакли» приходили смотреть большие толпы людей, которые черпали от этих действ жизнемудрость и насыщались их пророчествами. Традиция юродивых получила широкое распространение на Руси. История о русских юродивых и их жития были и остаются чрезвычайно популярны. Юродивые были закономерной и легализированной ветвью в рамках православного благочестия.

***

Ко временам Иоанна Великого и внука его Иоанна Грозного, когда на Руси стал укореняться и господствовать византизм дух свободного народного творчества стал постепенно уходить в подполье. Скоморохи и сказители-одиночки пока еще не преследовались, но стали действовать более сдержанно. Известно, что Иоанн Грозный сам любил наряжаться шутом и скоморохом и устраивал при своем дворе игрища. Но мог и гневно обрушиться в их сторону. Тогда скоморохи почувствовали, что настало тяжёлое время для их вольготной жизни.

Особенно досталось скоморохам новгородской вольницы, равно как и всем культурным представителям северной республики. В Новгородской земле вплоть до её присоединения к Москве «мастера шутки» могли себе позволить высмеивать пороки власть имущих. Новгородские скоморохи были так же известны на Руси, как и новгородские плотники, ювелиры или иконописцы. Республиканские порядки и свободные нравы Новгорода служили для них питательной средой. Вечевая республика жила широко и разгульно, поэтому весёлое искусство скоморохов имело устойчивый спрос.

Интересен факт, что при татар-монгольском нашествии скоморохи жили довольно вольготно, и особо не преследовались ни княжеско-церковной элитой, ни тюркскими феодалами из Орды. В фильме «Страсти по Андрею» А. Тарковского, где совершенно гениально сыграл роль скомороха Р. Быков, показан факт преследования скомороха из времени наступившего спустя два века. Также странно было видеть на экране скомороха-одиночку.

В XVI-XVII веках скоморохи стали объединятся в ватаги по 60-100 человек. Понятно, что такие «коллективы», разгуливающие по деревням, городам и весям не могли не вызывать подозрений. Кроме того, скоморохов стали обвинять в грабежах (что было, скорее всего, оправдано). В начале семнадцатого века скоморохи стали преследоваться повсеместно, их отлавливали на улице и сажали в темницы. Отобранные музыкальные инструменты собирались в одну большую кучу и показательно сжигались.

В середине XVII века скоморохи были окончательно запрещены патриархом Никоном, который убедил царя Алексея Михайловича жёстко воздействовать на «бесовских людей». Это стало одним из главных событий в искусстве того времени. В царских указах об отмене скоморошества на Руси говорилось, что «скоморохов и слушателей их надобно бить батогами и уничтожать инвентарь». Да и поговорки к тому времени о скоморохах ходили не самые лицеприятные - «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит», «Не учи плясать, я сам скоморох», «Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, чёрт скомороха», «Скоморох попу не товарищ».

Продолжение следует здесь